armor.kiev.ua / Tanks / WWII

 

 

Немецкий истребитель танков JagdPanzer IV (Sd Kfz 162)

Анатолий Сорокин, Нижний Новгород

(Броне-сайт, май 2005)

Материал предоставлен: Анатолий Сорокин

 
JagdPanzer IV/70(V). Рисунок А. Жирнова

В конце 1942 года немецкая фирма "Крупп-Грузон" получила от управления вооружений задание на разработку штурмового орудия на базе среднего танка Pz Kpfw IV. До этого момента все штурмовые орудия строились на базе другого среднего танка Pz Kpfw III. Эти боевые машины после оснащения их длинноствольными 75-мм орудиями и усиления бронезащиты в целом устраивали немецких военных, несмотря на отдельные недостатки (перетяжеленность шасси и крайнюю тесноту в боевом отделении). Однако руководство вермахта не удовлетворял объем их производства, что послужило причиной для создания аналогичной по назначению машины на базе Pz Kpfw IV. В этой связи уместно заметить, что бронетанковая промышленность нацистской Германии весьма сильно отличалась по структуре от танкостроения стран антигитлеровской коалиции и там не было привычного для США или СССР крупносерийного производства одной модели на небольшом числе заводов-гигантов. Вместо этого выпуском разнообразных танков и самоходок занимались средние и мелкие предприятия по сравнению с нашим уральским военно-производственным комплексом. Также следует учесть, что несмотря на условия военного времени, каждое предприятие имело свои "внутрифирменные" интересы и довольно болезненно воспринимало любые попытки навязать выпуск "чужой" продукции. Видимо этим и объясняется решение поставить на производство равноценную с StuG III боевую машину на базе Pz IV. Были у такого решения и плюсы: "Крупп-Грузон" был головным предприятием по машинам на базе Pz IV, этой фирме было дешевле и проще перестроить свое производство под штурмовые орудия на базе "четверки", нежели чем налаживать выпуск "троечного" шасси. Кроме того, после участившихся бомбежек немецких машиностроительных заводов англоамериканской авиацией перебои с комплектующими стали объективной реальностью. Два типа выпускаемых штурмовых орудий позволяли несколько снизить риск серьезного уменьшения объема производства из-за нехватки узлов и агрегатов для какого-то одного из базовых шасси.

Параллельно с "Крупп-Грузон" выпуском Pz IV занимался ряд других фирм. Одна из них, "Фомаг", тоже представила свой вариант штурмового орудия на базе Pz IV. Деревянный макет был продемонстрирован в декабре 1943 года Адольфу Гитлеру, а в начале следующего 1944 года "Фомаг" начала серийное производство Sturmgeschutz neuer Art mit 7.5cm PaK L/43 auf Fahrgestell PzKpfw IV, поначалу вооруженных 75-мм пушкой с длиной ствола 43 калибра (как на StuG III Ausf F). Самоходка получила ведомственный идентификатор SdKfz 162. Похожую машину построили и в фирме "Крупп-Грузон" с использованием бронерубки от StuG III, которая продолжила линию развития "чистых" штурмовых орудий (по крайней мере в системе обозначений образцов бронетехники) и именовалась как StuG IV или SdKfz 167. Судьба детища фирмы "Фомаг" сложилась иначе.

Неуклонный количественный и качественный рост бронетанковых войск Красной Армии и англоамериканских вооруженных сил требовал все больше эффективных средств для борьбы с ними. Низкосилуэтная машина фирмы "Фомаг" весьма неплохо подходила для такого применения, поэтому ее быстро перевооружили более мощной 75-мм пушкой с длиной ствола в 48 калибров и перевели в класс истребителей танков (или безбашенных танков-истребителей) JagdPanzer. Соответственно было заменено и обозначение на JagdPz IV. Ведомственный идентификатор, однако, остался прежним.

Однако по своему основному вооружению JagdPz IV был идентичен последним модификациям базового танка Pz IV. Отсутствие вращающейся башни снижало эффективность использования пушки в бою, да и к середине 1944 года ее действие против новых танков стран антигитлеровской коалиции уже нельзя было назвать достаточным. Поэтому логичным шагом стало оснащение SdKfz 162 длинноствольным 75-мм орудием с длиной ствола в 70 калибров от "Пантеры". Эта модификация обозначалась в ведомственном идентификаторе как SdKfz 162/1, а общеармейское название сменилось на Pz IV/70(V), но иногда, "по старой памяти", его именовали JagdPz IV/70(V). Первые образцы покинули сборочные линии фирмы "Фомаг" в августе 1944 года, а в декабре того же года они полностью заместили в производстве первый вариант с 75-мм орудием с длиной ствола 48 калибров. Наличие буквы "V" (с нее начинается название фирмы "Фомаг" в родном немецком написании - Vomag) в общеармейском индексе не случайно. Дело в том, что с того же августа 1944 года фирма "Нибелунген" начала выпуск очень похожей машины с тем же вооружением, на том же базовом шасси и идентичного с Pz IV/70(V) назначения. Поскольку ее проект разработала фирма "Алькетт", то она получила обозначение Pz IV/70(A) при том же ведомственном идентификаторе SdKfz 162/1. От "фомаговского" варианта "алькеттовский" отличался устройством боевой рубки - у машины Pz IV/70(V) рубка по существу была органичной частью бронекорпуса, а у Pz IV/70(A) она была надстройкой над стандартным шасси Pz IV вместо башни. Как следствие, "алькеттовский" вариант имел гораздо большую высоту и на 1.5 тонны большую массу, чем "фомаговский", что не лучшим образом сказалось на его боевых качествах.

С технической точки зрения Pz IV/70(V) представлял собой несколько модифицированное шасси от Pz Kpfw IV позднего выпуска. От исходного варианта Pz IV/70(V) отличался формой лобовой оконечности, которая имела более выгодные углы наклона броневых листов. Боевая рубка органично интегрировалась в бронекорпус, незначительно возвышаясь над уровнем моторного отделения базового шасси. В итоге общая высота машины составляла всего 1850 мм, что даже меньше аналогичной характеристики знаменитого немецкого истребителя танков "Хетцер" на базе чешской машины LT-38. Лобовое бронирование помимо хороших углов наклона обладало существенной толщиной - до 80 мм. 75-мм орудие монтировалось с использованием маски типа "кабанья голова" и выступало далеко вперед за габарит корпуса. Большая масса лобового бронирования и орудия привели к значительной перегрузке ходовой части машины, особенно опорных катков передней тележки. Поэтому для повышения срока службы их стали собирать без резиновых бандажей. Той же причиной объяснялось и недостаточная поворачиваемость самоходной установки. Экипаж Pz IV/70(V) состоял из 4 человек - механика-водителя, наводчика, заряжающего и командира, причем последний не имел командирской башенки для своего рабочего места. Машины разного времени выпуска имели незначительные вариации в конструкции, например в числе поддерживающих катков. Более ранние машины имели 4 поддерживающих катка на борт, как у базового шасси Pz Kpfw IV, у последующих это число уменьшили до трех. Большинство выпущенных самоходок снабжалось бортовыми броневыми экранами, защищавшими машину от кумулятивных снарядов и пуль противотанковых ружей.

В качестве специализированного истребителя танков все модификации JagdPz IV фирмы "Фомаг" были очень грозным противником, особенно JagdPz IV/70. Хорошее лобовое бронирование, мощное вооружение и традиционно качественные немецкие приборы прицеливания позволяли самоходке успешно бороться со всеми типами танков армий стран антигитлеровской коалиции. Более того, не будет особо большим преувеличением утверждение о том, что за исключением наших ИС-2 любой другой тип танка союзников был против пушки JagdPz IV/70 не намного большей защитой, чем картонная коробка. А по сравнению с "Пантерой", где эта пушка была установлена изначально, достигалась существенная экономия в средствах. Но, как и у всякой техники, наряду с несомненными достоинствами JagdPz IV имел и серьезные недостатки. В первую очередь к ним надо отнести недостаточную поворачиваемость и тонкую бортовую броню. Атака с фланга даже более слабого по классу противника была для JagdPz IV смертельно опасной. А обнаружение такой опасности было затруднено - у машины не было командирской башенки с круговым обзором. Вторым существенным недостатком JagdPz IV являлось слабое действие осколочно-фугасного 75-мм снаряда по небронированным целям и живой силе неприятеля. Поэтому как в атаке, так и в обороне самоходка нуждалась в прикрытии со стороны своей пехоты, чтобы нейтрализовать угрозу со стороны пехоты противника. Можно также отметить высокое удельное давление JagdPz IV на грунт и связанные с ним проблемы с проходимостью. Однако на западно- или центральноевропейском театре боевых действий с хорошо развитой дорожной сетью этот недостаток не имел решающего значения.

Производство JagdPz IV продолжалось практически до конца Третьего Рейха, закончившись в апреле 1945 года. Ряд переживших войну машин использовался во французской армии, несколько из них были поставлены в Сирию. Сейчас во французском бронетанковом музее в Сомюре экспонируются JagdPz IV и Pz IV/70(A). В подмосковной Кубинке демонстрируется захваченный Красной Армией Pz IV/70(V).

Доступен JagdPz IV и для российских моделистов - предприятие "Звезда" лицензировала у итальянского производителя "Italeri" матрицу для отливки набора деталей для сборки модели копии Pz IV/70(V). Этот набор позволяет выбрать при сборке ранний (все опорные катки с обрезинкой, 4 поддерживающих катка на борт) или поздний (катки первой тележки без обрезинки, 3 поддерживающих катка на борт) вариант этого истребителя танков. Однако этим его возможности не исчерпываются - набор содержит в себе скрытый "бонус". Дело в том, что среди официально неиспользуемых деталей есть 75-мм пушка с длиной ствола в 48 калибров. Как следствие, путем комбинирования ствола этой пушки с ранним вариантом шасси при минимальных трудозатратах можно получить JagdPz IV/48! Прибавив к этому возможное оснащение модели бортовыми бронеэкранами, в итоге имеем очень широкий выбор для моделиста. Так как сходимость деталей набора хорошая, а число мелких деталей по сравнению с другими моделями семейства Pz Kpfw IV от "Звезды"-"Italeri" у JagdPz IV весьма невелико, то сборка вполне будет по силам и начинающим моделистам.

Тактико-техническая характеристика 
Характеристика Jagd Pz IV/70(V)
Состояние на вооружении с августа 1944 г.
Разработчик и изготовитель Фирма Vomag
Производство серия август 1944 - апрель 1945 г.
Выпущено, шт. 940
База средний танк Pz Kpfw IV
Боевая масса, т 25.8
Длина, мм
- по дульному срезу орудия, мм 8500
- корпус, мм 5920
- опорной поверхности, мм 3520
Ширина, мм 3170
Высота, мм 1850
Клиренс, мм 400
Среднее удельное давление на грунт, кГс/см2 0.91
Двигатель
Марка Maybach HL120TRM
Тип 4-тактный карбюраторный
Число цилиндров 12
Расположение цилиндров V-образный
Объем, л 11.9
Экспл. мощность, л.с. 265-272
Обороты в норм. режиме, мин-1 2600-2800
Система охлаждения жидкостная, водяная
Ходовая часть
Запас топлива, л 470
Удельная мощность, л. с./т 10.4
Скорость, км/ч
- максимальная 35
- средняя по дороге 25
- средняя по проселку 18
Запас хода (проселок/дорога), км 130/210
Преодолеваемые препятствия
- подъем, градусов 30
- ров, м 2.2
- стенка, м 0.6
- брод, м 1.0
Бронирование, мм (угол наклона к нормали, градусов)
- лоб корпуса верх 20 (70)
- лоб корпуса середина 80 (45)
- лоб корпуса низ 50 (-55)
- борт корпуса 30 (0)
- корма корпуса 20 (-20)
- лоб рубки 80 (50)
- передний борт рубки 40 (30)
- задний борт рубки 20 (20)
- корма рубки 30 (23)
- крыша рубки 20 (90)
- крыша моторного отделения 10 (88)
- днище 10 (90)
Экипаж, чел 4
Радиостанция Fu 5 + Fu 2
Переговорное устройство танкофон
Артиллерийское вооружение
Количество х тип 1 х пушка Pjk 42 L/70
Калибр, мм 75
Тип заряжания унитарное
Углы наведения, градусов
- вертикального от -7 до +15
- горизонтального 12 в обе стороны
Длина ствола, мм / клб 5250 / 70
- боекомплект, снарядов 60 (по другим данным - 55)
Прицел 'SFl.Z.F.1a 5x, 8°
Дополнительное вооружение
Пулемет
- количество х тип 1 х 7.92-мм MG-34
- боекомплект, патронов 1200
Автоматы в боеукладке
- количество х тип 2 х 9-мм MP-40 или MP-44
Источники информации 
  1. Русскоязычная версия сайта "Achtung Panzer!".
    Страничка Jadgpanzer IV
  2. Шмелев И. П. Бронетехника Германии 1934-1945 гг.: Иллюстрированный справочник. М.: ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2003.

Дополнительную информацию о смежных с историей JagdPz IV вопросах на Броне-Сайте можно найти здесь:

Автор выражает свою благодарность и признательность всем участникам Форума Броне-Сайта, принявшим участие в обсуждении истории возникновения StuG IV и JagdPz IV. Без этого обмена мнениями данная статья была бы существенно менее полной.

Главная страница В начало