armor.kiev.ua / Tanks / Modern / zvo

 

 

Бронетанковая промышленность ФРГ

майор Е. Дружинин

(Зарубежное военное обозрение. — 2015. — № 6)

 

Бронетанковая промышленность Германии является одной из наиболее развитых отраслей национальной военной индустрии. Производственные мощности с полным технологическим циклом способны обеспечить выпуск всех видов современных боевых бронированных машин (ББМ): основных боевых танков (ОБТ), боевых машин пехоты (БМП), бронетранспортеров (БТР), боевых разведывательных машин (БРМ) и другой бронетанковой техники (БТТ).

В производстве БТТ и ее компонентов на территории Германии в настоящее время задействовано около 30 предприятий военной промышленности

Конечная продукция национальной бронетанковой промышленности, а также выпускаемые ее заводами комплектующие (вооружение, броневая защита, ходовая часть, двигатели) характеризуются высоким техническим уровнем разработок и конкурентоспособностью.

Основу производственной базы бронетанковой промышленности составляют семь действующих сборочных предприятий, четыре из которых входят в два крупнейших оборонных концерна страны: «Рейнметалл АГ» (г. Киль) и «Краусс-Маффей Вегманн» (г. Мюнхен). Данные предприятия способны самостоятельно проводить НИОКР, выпускать, проводить ремонт, модернизацию и утилизацию вооружения и военной техники (ВВТ).

Концерн «Рейнметалл АГ» занимает одно из лидирующих мест среди мировых производителей ВВТ. В г. Киль находится научно-исследовательский центр, а выпуск продукции налажен в городах Кассель, Мюнхен, Дюссельдорф, Гестрофен и Унтерлюс. В состав концерна входят компании «Рейнметалл дефенс», «Рейнметалл ландзустеме» и «Рейнметалл ман милитэри виклс».

Боевая машина пехоты «Пума»

Боевая машина пехоты «Пума»

Боевая разведывательная машина «Феннек»

Боевая разведывательная машина «Феннек»

Бронеавтомобиль «Динго-2»

Бронеавтомобиль «Динго-2»

Бронетранспортёр «Боксёр»

Бронетранспортёр «Боксёр»

Боевая ремонтно-эвакуационная машина «Бюффель»

Боевая ремонтно-эвакуационная машина «Бюффель»

Зенитная самоходная установка «Гепард»

Зенитная самоходная установка «Гепард»

155-мм самоходная гаубица PzH-2000

155-мм самоходная гаубица PzH-2000

Основной боевой танк «Леопард-2A7+»

Основной боевой танк «Леопард-2A7+»

Многоцелевой грузовой автомобиль «Мульти А4 ФСА» (8×8) производства фирмы MAN

Многоцелевой грузовой автомобиль «Мульти А4 ФСА» (8×8) производства фирмы MAN

«Рейнметалл дефенс» выпускает ББМ, инженерную технику и технику РХБ-защиты на колесной и гусеничной базе. На сегодняшний день компания является одним из крупнейших в Европе разработчиков и производителей ВВТ различного вида: БТР «Боксер», БМП «Пума», многоцелевых бронированных тягачей «Мульти А4 ФСА».

Следует отметить, что концерн выпускает продукцию и других отраслей военной промышленности, в частности ЗРК «Оцелот» на базе ББМ «Визель», ЗРК ближнего действия С-RAM, 120-мм самоходные минометы на базе БТР «Визель», БЛА KZO, пулеметы MG3, автоматические гранатометы С16, авиационные пушки ВК27, системы постановки пассивных помех MASS, системы управления тактического звена INIOCHOS, комплекты боевого снаряжения «Пехотинец будущего», высокоточные 155-мм кассетные артиллерийские боеприпасы «Смарт» и др.

Кроме того, «Рейнметалл дефенс» проводит НИОКР по созданию перспективных ВВТ, которые могут быть востребованы не только бундесвером, но и вооруженными силами других государств.

«Рейнметалл ландзустеме» совместно с «Краусс-Маффей Вегманн» выпускает боевые бронированные тактические автомобили и боевые разведывательные машины. Наряду с этим компания занимается модернизацией ВВТ. В период с декабря 2011 года по декабрь 2014-го в рамках проекта «МБТ революшн» подразделением «Рейнметалл ландзустеме» проведена модернизация 128 танков серии «Леопард» модификации 2А4, находящихся на вооружении СВ Польши, по следующим направлениям:

- установка новых систем управления огнем и отображения информации (замена гидравлических приводов башни и ствола электрическими);

- монтаж современных тепловизоров и прибора наблюдения командира, вычислительной аппаратуры, переход видеосистемы кругового обзора башни с аналоговой системы обработки данных на цифровую;

- усиление броневой защиты (монтирование дополнительных накладных бронированных листов на башню, переднюю часть корпуса и его днище);

- увеличение мощности вспомогательной силовой установки, снижающей нагрузку на двигатель и уменьшающей тепловую и акустическую заметность танка;

- повышение уровня комфорта экипажа (совершенствование существующих и установка новых систем кондиционирования воздуха, а также светодиодного освещения).

«Рейнметалл ман милитзри виклс» выпускает весь спектр многоцелевых колесных машин. Известно, что одновременно концерн проводит так называемую политику поглощений с целью выхода на новые зарубежные рынки в связи с сокращением объема национального госзаказа и ростом конкуренции (прежде всего со стороны Китая, Южной Кореи, ЮАР и Турции). Так, за последние три года были приобретены шесть предприятий в своей стране, Норвегии и Швейцарии, одно - в Южной Африке («Лаингсдейл инженееринг»), а также созданы совместные предприятия с «Ман нутц- фарцойге» (Германия), «Софткилл систем» (Южная Корея), ДПФМ (Аргентина) и «Ай-Эм-Ай» (Израиль).

Концерн «Краусс-Маффей Вегманн» специализируется на производстве танков и других ББМ. Номенклатура выпускаемой продукции включает: ОБТ «Леопард-2» различных модификаций, БМП «Пума», БТР «Боксер», бронеавтомобили «Динго-2», БРМ «Феннек», зенитные самоходные установки (ЗСУ) «Гепард» (запланировано снять с производства), а также различную бронированную инженерную технику. Ведутся также НИОКР по созданию перспективной самоходной артиллерийской установки (САУ) на базе БТР «Боксер». Западные военные СМИ уже сообщали, что представлен опытный образец такой артиллерийской системы.

При работе с новыми проектами большое значение придается модульности составляющих компонентов, что, по мнению разработчиков, должно обеспечить новой технике большое будущее. В случае сокращения госзаказа стратегия концерна по поддержке производственных мощностей предусматривает поиск иностранных заказчиков, адаптацию передовых оборонных технологий для использования в гражданских целях и создание совместных предприятий.

Основной боевой танк «Леопард-2» и БМП «Пума» концерн производит при активном сотрудничестве с компанией «Рейнметалл ландзустеме». Совместная компания «ПСМ проект систем унд менеджмент» занимается координацией их деятельности. Продукция продается в 30 государств мира. На долю экспорта приходится около 70 проц. производимых ВВТ. «Краусс-Маффей Вегманн» имеет дочерние предприятия в США, Нидерландах, Греции, Сингапуре, Бразилии и Турции, основной сферой деятельности которых является техническое обслуживание и ремонт бронетанковой техники немецкого (или лицензионного) производства, состоящей на вооружении ВС этих государств (в первую очередь - ОБТ семейства «Леопард»).

Головным предприятием по выпуску танков «Леопард-2» различных модификаций является завод концерна «Краусс-Маффей Вегманн» в г. Мюнхен. Здесь также налажено производство БРМ «Феннек» и бронированных ремонтно-эвакуационных машин (БРЭМ) «Бюффель». На его территории размещено 12 корпусов основных производственных цехов и более 20 производственно-испытательных, лабораторно-производственных корпусов и технических зданий. Наряду с этим оборудованы площадки для хранения готовой продукции и испытательный полигон для проведения ходовых испытаний выпускаемой техники.

Кроме бронетанковой техники предприятие занимается изготовлением тягачей, специальных автомобилей и другой транспортной техники для бундесвера. Производство основных танков здесь в настоящее время приостановлено, однако производственные мощности сохранены в полном объеме.

В 2015-2018 годах планируется возобновление выпуска военной продукции в связи с заказом министерства обороны Катара 62 танков в новейшей модификации - «Леопард-2А7+» и 24 155-мм самоходных гаубиц PzH-2000. Сумма контракта, подписанного в апреле 2013 года, составляет 1,9 млрд евро.

На заводе концерна в г. Кассель выпускаются БМП «Пума», БТР «Боксер» и бронеавтомобили «Динго-2». В настоящее время производство основных боевых танков здесь тоже прекращено. Все мощности по выпуску этой продукции сохранены в полном объеме и используются для модернизации ОБТ «Леопард-2» до версии 2А7+ как для национальных ВС, так и для ВС иностранных государств.

Новая версия оснащена модульной броней, улучшенными системами наблюдения, включая увеличенное число внешних камер, а также высокоточным оружием. С декабря 2014 года уже начали поступать на вооружение СВ Германии первые 20 танков «Леопард-2А7+».

Для бронетанковой промышленности Германии, как и для других отраслей военной промышленности страны, характерно возрастание роли международной кооперации. Так, до конца 2015 года планируется слияние двух ведущих европейских танкостроительных концернов - «Краусс-Маффей Вегманн» и «Некстер системе» (Франция). Декларация о намерениях была подписана представителями компаний 1 июля 2014 года в Париже.

По имеющейся информации, франко-германская группа будет называться «Технолоджи груп». Ежегодный оборот составит около 2 млрд евро, общая численность занятых достигнет 6 тыс. человек, однако вопрос о слиянии пока не решен.

Данное объединение может стать одним из крупнейших в военной промышленности ФРГ. Концерн «Некстер» рассчитывает, что слияние позволит ему воспользоваться инфраструктурной сетью «Краусс-Маффей Вегманн» для более эффективного сбыта своей продукции, например башен для ББМ и боеприпасов. При этом последний должен получить доступ к технологиям «Некстер», которые позволят разработать новые виды продукции, в том числе двойного назначения.

В 2014 году «Краусс-Маффей Вегманн» начал строительство в городе Санта-Мария (Бразилия) танкового завода, который станет основным центром разработки, производства и сервисного обслуживания продукции концерна в Южной Америке.

Руководство МО Бразилии в сентябре 2011 года выдало этому концерну комплексный контракт на сервисное обслуживание имеющегося на вооружении парка ОБТ «Леопард-1А5», в рамках которого германский производитель будет оказывать техническую помощь, а также осуществлять поставки запасных частей, подготовку военного персонала, обслуживание и ремонт техники до сентября 2016 года. Как ожидается, к 2018 году на данном предприятии начнется производство компонентов мостов и транспортных машин, а также разработка новых бронемашин с учетом специфических условий рынка бронетехники Южной Америки.

В конце 2007 года парламент ФРГ одобрил запрос бундесвера на выделение 3,1 млрд евро на закупку новых БМП «Пума», предназначенных для замены устаревших БМП «Мардер». В декабре 2010 года первая партия этих машин была передана ВС Германии для проведения интенсивных испытаний и оценки. Изначально предполагалось, что на вооружение СВ страны поступят 405 БМП «Пума», после чего 634 БМП «Мардер» будут сняты с вооружения.

Однако по разным причинам в середине 2009 года в рамках программы реформирования своих вооруженных сил Минобороны Германии приняло решение сократить количество закупаемых БМП «Пума» на 55 единиц (до 350 единиц). Общая стоимость контракта составила 4,2 млрд евро, а в настоящее время бундесвер столкнулся с проблемой дальнейшего удорожания БМП «Пума», что может привести к очередному сокращению количества планируемых к приобретению БМП.

В ходе проведенных в 2013 году испытаний БМП «Пума» на территории Объединенных Арабских Эмиратов в условиях жаркого климата, комиссия МО Германии выявила ряд существенных недостатков, которые могут повлиять на сроки реализации контракта по поставкам данных машин бундесверу.

Результаты работы германских специалистов были представлены аппарату МО ФРГ на совещании руководящего состава по вопросам замены БМП «Мардер» боевыми машинами «Пума».

Согласно докладу комиссии испытания показали, что новая техника не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям. К основным проблемам отнесены неисправности в автоматизированной системе боевого управления, которая призвана обеспечивать распознавание целей по принципу «свой-чужой» и подключение к АСУ сухопутных войск Германии, а также в приборах наблюдения (комбинированный прицельный комплекс командира и наводчика). Кроме того, в качестве недостатка отмечается ограниченность обзора механика-водителя при управлении боевой машиной как в ночное, так и в дневное время.

Производством армейской автомобильной техники заняты компании «Даймлер АГ» (г. Штутгарт), «Фаун» (г. Лауф) и «МАН нутцфарцойге» (г. Мюнхен).

Наряду с мощной производственной инфраструктурой ВПК Германии располагает развитой ремонтной базой, в состав которой входят пять государственных ремонтно-восстановительных заводов (РВЗ), четыре из которых связаны с ремонтом бронетанковой техники. Это 800-й (г. Юлих), 850-й (г. Дармштадт), 890-й (г. Доберлуг-Кирх- хайн) и 870-й (г. Бад-Бергцаберн) РВЗ сухопутных войск. Последний специализируется на ремонте радиоэлектронной аппаратуры, в том числе встроенной. Кроме того, ремонтом и модернизацией бронетанковой техники занимаются компании «Индустри-верке Саар», «ФФГ фленсбургер фарцойгбау» и «НФВ Нойбранденбургер фарцойгверке».

Таким образом, бронетанковая промышленность Германии располагает достаточно мощной производственной и научно-технической базой, необходимой для разработки и выпуска современных образцов бронетанковой техники в объеме, достаточном как для удовлетворения потребностей вооруженных сил страны, так и для поставок на экспорт.

Главная страница В начало