armor.kiev.ua / Tanks / Modern / moderntanks

 

 

Концепция современного танка

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 4-8)

 

За сравнительно короткую (менее 100 лет) историю существования танков идеология их развития и боевого использования претерпела значительные изменения.

Сегодня общепризнанно, что появление танка как средства вооруженной борьбы вызвано объективными условиями, сложившимися в годы Первой мировой войны. Известно, что после непродолжительного периода маневренных боевых действий они приняли позиционный характер. Оборона строилась на значительную глубину, совершенствовалась в инженерном отношении. Большое количество пулеметов, размещенных на хорошо защищенных позициях, развитая система траншей, ходов сообщений, инженерных заграждений в сочетании с массированным ружейным и артиллерийским огнем сделали оборону трудно преодолимой для атакующей пехоты. Попытки ее прорыва приводили к огромным потерям. Оперативное искусство и тактика завязли в позиционном тупике.

Одним из поучительных примеров краха исповедуемого в то время принципа — «артиллерия разрушает, а пехота занимает», явилась Верденская операция (февраль-декабрь 1916 года). Немецкая армия, имея превосходство над французами по пехоте в три, а по артиллерии — в 4,5 раза, не сумела выполнить поставленные боевые задачи. За первые 70 суток германские войска продвинулись всего на 6-7 километров, а затем фронт стабилизировался и бои приняли характер борьбы на истощение. Всего в сражении погибло около 1 млн. человек.

Требовалось новое боевое средство, вид оружия, обеспечивающий быстрый прорыв обороны, способный проложить дорогу пехоте и обеспечить развитие тактического успеха в оперативный. Именно таким средством призван был стать танк. Технические предпосылки его появления (легкая скорострельная пушка, прочная броня, компактный двигатель внутреннего сгорания, гусеничный движитель и т.п.) к тому времени существовали в развитых странах.

Впервые ввели в бой танки англичане 15 сентября 1916 года в сражении на реке Сомма. Их массированное применение для прорыва позиционной обороны английская армия осуществила в ноябре 1917 года в сражении у Камбрэ.

Танки периода Первой мировой войны предназначались в основном для подавления уцелевших после артиллерийской подготовки огневых точек, прежде всего пулеметных, разрушения инженерных заграждений, прорыва позиционной обороны.

Техническое несовершенство и ограниченное количество танков, отсутствие развитой теории и практики их боевого применения, не позволили новому боевому средству оказать решающее влияние на ход и исход завершающей стадии войны. Однако, несмотря на ограниченные боевые возможности первых танков, военные специалисты увидели в них эффективное и перспективное средство преодоления обороны, которому предрекали значительную роль в будущем. Наметились пути их совершенствования, так как к концу войны стало ясно, что тихоходные танки, действующие в боевом порядке пехоты и организационно подчиненные ей, не могут развить тактический успех в оперативный.

Появилось функциональное разделение танков на «пехотные» и «кавалерийские». Они, соответственно, предназначались для прорыва обороны или развития успеха. Конструктивно первые выполнялись более тяжелыми и, следовательно, менее подвижными, но имели несколько более мощное вооружение, вторые — более легкими, быстроходными, с большим запасом хода. В период между Первой и Второй мировыми войнами было создано множество танков, различных как по целевому назначению, так и по конструкции.

В тридцатые годы разделение танков на «пехотные» (непосредственной поддержки пехоты — танки НПП) и «кавалерийские» или «крейсерские» (танки развития успеха) окончательно закрепилось во многих странах. Конструктивно танки разного назначения выполнялись в разных «весовых категориях»: малые (танкетки), легкие, средние и тяжелые, причем границы этих категорий в танкостроящих странах были неодинаковыми и многократно пересматривались.

В годы Второй мировой войны танки и танковые войска бурно развивались количественно и качественно. Война стала проверкой их жизнеспособности как боевого средства, обоснованности взглядов на боевое применение.

В конструкциях танков разных стран отчетливо проявилась тенденция пересмотра важности отдельных боевых свойств (огневая мощь, защищенность, подвижность), иной подход к выбору их необходимого сочетания. В ходе войны резко расширился круг боевых задач, возлагаемых на танки.

Среди боевых свойств танка на первое место по важности выдвинулась его огневая мощь, то есть способность поражать различные цели. При этом их количество и номенклатура резко увеличились. Одновременно, в связи с развитием специальной противотанковой артиллерии и появлением малогабаритных противотанковых средств ближнего боя, возросли требования к защищенности танков, то есть способности противостоять огневому воздействию противника.

В результате производство и сфера боевого применения легких танков, имеющих лишь противопульное бронирование, сократились. Увеличилась доля средних танков, как наиболее универсальных и способных решать разноплановые боевые задачи. Родились новые тяжелые танки, отличающиеся меньшей подвижностью, но более мощным вооружением и лучшей защитой. Возникли другие типы боевых бронированных машин, конструктивно похожих на танки, но имеющих более узкое предназначение (самоходные артиллерийские установки, штурмовые орудия, истребители танков и др.).

Особенности поля боя Второй мировой войны были удачно спрогнозированы при создании отечественных среднего (Т-34) и тяжелого (КВ) танков, принятых на вооружение в декабре 1939 года. Эти машины оказали серьезное влияние на развитие танков не только во время войны, но и в последующий период.

В ходе войны изменились конструкция и боевое предназначение тяжелых танков. Первоначально они разрабатывались главным образом для прорыва сильно укрепленной обороны. В дальнейшем, после оснащения тяжелых танков мощными длинноствольными пушками (отечественные танки ИС-2, ИС-3, немецкий танк «Тигр»), их главной задачей стала борьба с танками противника на больших дальностях стрельбы, огневая поддержка средних танков. Для этой цели были созданы и другие машины, в частности, ИСУ-122 и ИСУ-152 (СССР), «Ягдтигр» (Германия). На них отсутствовала вращающаяся башня, применялась казематная установка вооружения. Способы же боевого применения позволяют назвать их безбашенными танками.

За сравнительно короткий военный период произошло сближение взглядов военных специалистов различных стран на роль и место танков в системе вооружения сухопутных войск. К концу войны танки стали значительно более похожими друг на друга, чем это было в тридцатые годы.

После войны в мировом танкостроении произошла смена нескольких поколений танков. Под собирательным названием «первое послевоенное поколение» обычно понимают танки, выпущенные на основе использования ее непосредственного опыта. К ним относятся средние танки Т-54/55 и Т-62, тяжелый танк Т-10 (все—СССР), американские средние танки М46, М47, М48 и тяжелый М103, английские «Центурион» (средний) и «Конкэрор» (тяжелый). По английской терминологии последние назывались среднепушечными и тяжелопушечными. Перечисленные страны реализовали «двухтанковую» политику, когда основу танковых парков составляют средние танки, усиливаемые небольшим числом тяжелых машин. Кстати, подобный подход внешне похож, но на самом деле не имеет ничего общего с доктриной «пехотных» и «крейсерских» танков, которые никогда существенно не отличались по вооружению.

Применительно к первому поколению понятия «средний» и «тяжелый» характеризовали не только массу танка, но, в известной степени, уровень его боевых свойств и, соответственно, круг боевых задач. Поэтому средние танки очень сильно различались по массе. Так, советские Т-54/55 имели массу 36-37 т, английский «Центурион» и американские М46, М47, М48 — около 50 тонн. В Советском Союзе была принята следующая классификация по массе: легкие танки — до 20 тонн, средние — до 40 тонн, тяжелые — свыше 40 тонн.

Тяжелые танки отличались более высокими огневой мощью и защищенностью, но были менее подвижными, чем средние. Однако развитие конструкторской мысли и достижения технологии танкостроения привели к тому, что разница во всех показателях средних и тяжелых танков стала заметно уменьшаться и постепенно сошла на нет. Произошло это при создании танков второго послевоенного поколения, которые стали называть «основными».

Перевооружение армий танками этого поколения прошло в 60-е годы. В войска поступили танки М60А1 (США), «Леопард-1» (ФРГ), «Чифтен» (Великобритания), АМХ-30 (Франция). В эти же годы танки начали выпускать в Швеции, Швейцарии, Японии, Китае и Израиле. В конце 60-х — начале 70-х годов танки второго поколения стали поступать в Советскую Армию (Т-64, Т-72).

В образцах основных танков был достигнут значительный прогресс, как в развитии отдельных боевых свойств, так и боевой эффективности в целом. Они создавались на основе новой технологии конца 50-х, начала 60-х годов. В частности, были приняты специальные меры по защите от ядерного и химического оружия, от кумулятивных средств. Каждый из танков разрабатывался как единый для армии данной страны. Основные танки синтезировали в себе лучшие черты тяжелых (огневая мощь, защищенность) и средних (высокая подвижность и, главное, рациональное сочетание боевых свойств). Именно эти танки стали материальной основой танковых (бронетанковых) войск. Прежняя классификация танков на тяжелые и средние утратила смысл.

На практике создание единого танка, при его безусловной привлекательности, представляло собой трудную задачу. Сошлемся на опыт французской армии. Уже в 1945 году началась разработка единого танка АМХ-50, а в 1949 году был собран первый опытный образец. На его концепцию и конструкцию большое влияние оказало немецкое танкостроение. На АМХ-50 попытались скомбинировать подвижность «Пантеры» с вооружением, которое считалось перспективным для «Тигра». Образец весил 50 тонн, имел 90-мм пушку и двигатель мощностью 746 кВт (1000 англ. л.с.). В течение года пушка была заменена на 100-мм, а в 1952 году — на 120-мм. Ни один из вариантов АМХ-50 не выпускался серийно. В конце концов, работы были прекращены, так как среди специалистов возобладало мнение, что преимущества, обеспечиваемые тяжелым бронированием, не компенсируют недостатков, вызванных большим весом. Считалось, что броня любой реальной толщины может быть пробита боевыми частями управляемых ракет и другого противотанкового оружия.

На смену АМХ-50 пришел проект 40-тонного танка АМХ-38, а затем — еще более легкого танка АМХ-30. Последний разрабатывался на основе общих тактико-технических требований по соглашению между Францией, ФРГ и Италией. Танк с 1966 года выпускался серийно только для французской армии, а позднее продавался в другие страны.

В начале 80-х годов на вооружение армий развитых стран приняты танки третьего послевоенного поколения — «Леопард-2» (ФРГ). М1 «Абрамс» (США), «Челленджер» (Великобритания). Несколько позже начали национальное производство танков, называющихся основными, Япония, Южная Корея, Бразилия, Израиль. Продолжаются работы по созданию таких машин в Индии и Китае.

Принято считать, что танки третьего поколения по совокупности боевых свойств, превосходят предыдущие в 1,5-2 раза. Кроме того, они обладают некоторым конструктивным запасом для последующей модернизации. Эти машины предназначены для использования во всех видах боя. Они должны уничтожать огнем прямой наводки с места и с ходу различные средства противника и немедленно использовать результаты своей стрельбы, огневых и других ударов, нанесенных по противнику, стремительным продвижением. В наступлении назначение основных танков заключается в том, чтобы продвигаться вперед под огнем противника, поражать своим огнем наиболее важные его цели, препятствующие продвижению, вести за собой другие боевые средства, дополняющие огневое воздействие танков по противнику, обеспечивающие его окончательный разгром и овладение территорией, а также прикрывающие боевые порядки от нападения с воздуха. Применение основных танков в обороне позволяет сделать ее устойчивой и активной, наносить резкие и сильные контратаки, быстро переходить в наступление, превращать локальный успех в общий, тактический в оперативный.

Чтобы решать подобные задачи, основные танки должны иметь мощное и универсальное вооружение, надежную защиту от обычных противотанковых средств (ПТС) и оружия массового поражения (ОМП), высокую подвижность на поле боя, способность совершать переходы по дорогам и колонным путям на большие расстояния. Говоря коротко, основной танк — это наземное подвижное огневое средство ближнего боя, реализующее принцип «вижу — стреляю», находясь под воздействием практически всех огневых и иных средств поражения, имеющихся у противника.

Такая трактовка понятия «основной танк» была, по сути, принята специалистами двадцати двух государств при разработке и подписании в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Пункт (с) статьи II этого Договора гласит: «Термин «боевой танк» означает самоходную бронированную боевую машину, обладающую высокой огневой мощью, главным образом за счет основной пушки с высокой начальной скоростью снаряда для ведения огня прямой наводкой, необходимой для поражения бронированных и других целей, высокой мобильностью на пересеченной местности, высоким уровнем защищенности и которая не сконструирована и не оборудована, главным образом, для транспортировки боевых войск. Такие бронированные машины служат основной системой оружия танковых и других бронетанковых формирований сухопутных войск». Как видим, наиболее существенные признаки основного танка нашли здесь свое отражение.

Приведенная формулировка не включает слово «основной». Более того, в расшифровке ее по тексту Договора приведено множество технических подробностей, суть которых не имеет отношения к основному танку. На наш взгляд, здесь следует учитывать, что в тексте Договора решалась конкретная ситуационная задача, и каждая из договаривающихся сторон стремилась внести в категорию сокращаемых вооружений как можно больше машин военного назначения, имеющихся у оппонента.

Поскольку основные танки в каждой стране разрабатываются как единые (по целевому назначению, а в развитых странах — и по конструкции), они не имеют каких-то ярко выраженных конструктивных особенностей. Все образцы обеспечивают высокий уровень боевых свойств при их рациональном сочетании. В оперативно-тактическом смысле основной танк — это боевая машина, предназначенная для решения основных боевых задач в различных видах боя, прежде всего в наступлении и обороне.

Основные танки в силу своего предназначения должны быть, возможно, более универсальными, однако их совершенствование имеет естественные ограничения. В танке размещен очень небольшой экипаж, функционально «привязанный» к машине, мощное оружие танка является одноканальным (оно не может вести огонь одновременно по нескольким целям) и имеет ограниченный боекомплект, на танке трудно установить и использовать эффективное зенитное вооружение. Поэтому для успешного решения таких задач как овладение территорией и ее удержание, борьба с многочисленной живой силой, оснащенной массовыми ПТС, надежное прикрытие от низколетящих самолетов и вертолетов основные танки нуждаются в тесном и непрерывном взаимодействии с другими боевыми машинами (боевыми машинами пехоты, зенитными, артиллерийскими и др.). Поскольку такое разделение функций неизбежно, основные танки не должны быть перегружены излишними боевыми задачами и соответствующими им свойствами.

Кроме основных танков, существуют другие виды, например, легкие танки, имеющие специальное предназначение. Они могут использоваться для разведки, охранения, участия в воздушных и морских десантах, рейдовых действиях и т.д.

Главная страница В начало