НЕ ПОХОЖИЙ НИ НА ОДИН ТАНК В МИРЕ

Подполковник А. БЕСКУРНИКОВ, подполковник О. ГАПОНЕНКО

(Военные знания №9 за 1993 год)

Материал предоставил Сергей Зыков

 

Этот танк, поступивший на научно-исследовательский бронетанковый полигон, мы, сержанты-выпускники учебного танкового полка, увидели впервые. В классах “учебки” во Владимире изучали устройство “пятьдесятчетверки”, знали, что уже поступил на вооружение близкий к ней по тактико-техническим характеристикам Т-55, готовились сесть за его рычаги и в башни. Но новая машина поразила нас необычной формой корпуса и башни, экранами над гусеницами и необычно длинным пушечным стволом. Было что-то неуловимо изящное в том, как, плавно покачиваясь на неровностях танковой трассы, приземистый танк стремительно пронесся перед нами. Новый объект проверялся в обстановке строгой секретности. Ходовые испытания первоначально проводились даже в темное время суток, и мы, засыпая, слышали, как на высокой ноте, то повышая, то снижая обороты, работает его мотор. За рычагами сидели тогда опытные старшины-сверхсрочники А. Калистратов, И. Макаренко и другие, не один год отдавшие испытательской профессии. Кстати, именно Калистратову пришлось совершить тогда полет на танке без предварительной подготовки.

А было это так. Для проверки достижения максимальной скорости движения выбрали участок бетонной дороги, выставили оцепление. На командирском месте в башне сидел полковник С. Акулов. Вспарывая прямыми лучами ночную темноту, рассыпая из-под гусениц снопы искр, машина с ревом неслась по бетонке. И вдруг — неизвестно как проникший на участок испытаний человек. Тормозить поздно, да и не остановить сразу многотонную махину. Скорость — за шестьдесят. Калистратов берет правый рычаг на себя, сворачивает. Не касаясь земли (следов потом на этом месте не нашли), танк пролетает через кювет и обочину, приземляется на одну гусеницу и с большим креном проходит еще метров 10—12, затем принимает нормальное положение и, удерживаемый механиком-водителем, возвращается на бетонку.

Вскоре и нам удалось ближе познакомиться с новым танком Т-64. Многое в нем было необычным. Например, место командира в башне располагалось не слева от пушки, а справа, где ранее размещался заряжающий, которого в новой машине... вообще не было. Его заменял роботизированный механизм заряжания (МЗ). По выбору наводчика 'он мог подавать один из трех видов боеприпасов: с бронебойно-подкалиберным, осколочно-фугасным или кумулятивным снарядом. 40 выстрелов раздельно-гильзового заряжания располагались в боеукладке и конвейере башни. Во время стрельб на танках предыдущего поколения тяжелее всех в экипаже приходилось заряжающему. Унитарный выстрел к 100—мм пушке в Т-54 весил полтора десятка килограммов. Нужно было достать его из боеукладки, повернуться в тесном объеме башни и дослать в казенник. А после выстрела поднять стреляную гильзу и снова возвратить ее в укладку. На Т-64 калибр пушки возрос до 115 мм. Один только осколочно-фугасный снаряд без заряда “потяжелел” до 22,6 кг.

Однако скорострельность его пушки Д-68 выше, чем у предшествующих Т-54 или Т-55 и доходит до 10 выстр./мин. Нажав на кнопку выбранного боеприпаса на пульте управления МЗ, наводчик приводит в действие сразу несколько систем. Максимальное время на то, чтобы довернуть конвейер, подать на угол заряжания лоток со снарядом или зарядом и дослать их в казенник, — 20 сек, а минимальное — 6. Механизм улавливания успевает после выстрела захватить поддон (металлическую часть сгораемой гильзы) и переложить его в освободившийся лоток конвейера.

Оригинально и бронирование: впервые на Т-64 применена комбинированная броневая защита с использованием керамических элементов, чем значительно повышается живучесть танка на поле боя. Так как ходовая часть стала легче традиционной на несколько тонн, то усилилось бронирование башни и корпуса. Для своего времени Т-64 оказался самой неуязвимой машиной в мире с учетом также его маневренности: максимальная скорость по шоссе — 65 км/час, а средняя по грунтовой дороге 30-40.

Танк создавался в КБ, давшем нашим танковым войскам знаменитый Т-34. Первые его проработки главный конструктор А. Морозов сделал еще в начале 50-х годов, когда сложился вроде бы незыблемый стереотип идеальной машины, проверенной войной. А затем КБ возглавил генерал-лейтенант Николай Алесандрович Шомин. Много позднее он рассказывал со страниц “Красной звезды”: “О том, как создавался этот танк, можно написать -увлекательный роман... Действительно, машина с самого начала задумывалась как совершенно оригинальная, не похожая ни на один из танков в мире”.

Не все шло гладко. Например, подводил танковый дизель 5ТДФ (совершенно новый пятицилиндровый двухтактный мотор с оппозитным расположением цилиндров). А получилось так потому, что танк не полностью прошел полигонные испытания, и дефект не удалось выявить. Причина — далеко не компетентное решение тогдашнего генсека Н. Хрущева.

Присутствуя на показе новой машины, Никита Сергеевич, незадолго до того приказавший порезать на металлолом сотни танков, вдруг проявил к ней внимание и заявил: “Будем брать!” Кто же мог тогда спорить с генсеком? Машина пошла в серию, а когда возникли отказы, расплачиваться своими должностями пришлось руководителям, мнения которых Никита Сергеевич не выслушал. В дальнейшем, конечно, дизель “довели”, и он стал исправно работать.

Но хватит о недостатках. В Т-64 были заложены многие прогрессивные идеи, он имел широкие возможности для модернизации. И уже на следующей модификации — Т-64А, установили еще более мощную 125-мм гладкоствольную пушку, превосходившую все танковые пушки в мире. Все предшествующие танки оснащались шарнирными телескопическими прицелами, шкала которых позволяла с относительной точностью определять расстояние до цели, размеры которой заранее известны. Для Т-64 применили танковый прицел-дальномер ТПД-43Д с точностью измерения дальности 3—5% (до 4000 м). Это означает, что на километровой дистанция более чем на 30—50 м дальномер не ошибется. Для точного выстрела этого вполне достаточно. Но надо еще добавить, что этот прицел обеспечивает автоматическую установку углов прицеливания соответственно дальности и автоматически учитывает изменение этой дальности и угла прицеливания для собственного движения танка.

Подводя марку прицела к цели, наводчик постоянно в поле зрения прицела получает цифровую информацию о сближении или смещении цели по фронту на изменяющийся угол. И если принять во внимание, что наибольшая прицельная дальность стрельбы бронебойно-подкалиберным снарядом 4000 м, а основной способ стрельбы — с ходу, то становится понятным, что прицел-дальномер во много раз повышает точность попадания.

Еще одна новинка — установка на Т-64А зенитно-пулеметной установки ПЗУ-5 (основа — пулемет НСВ-12,7). Наибольшая прицельная дальность стрельбы по воздушным целям 2000 м, по наземным — 1500.

Особенностью установки является возможность вести из нее огонь, не открывая люка и не поднимаясь над башней. Для этого имеется электропривод вертикального и горизонтального наведения, который позволяет командиру вести наводку пулемета независимо от поворота всей башни. Как и ранее, с пушкой спарен пулемет ГОСТ калибром 7,62 мм.

К новшествам относится и конструкция трансмиссии. Здесь всего правый и левый агрегаты, где объединены коробка передач и бортовая передача. Изменение скорости движения и тяговых усилий, повороты, торможение и отключение энергетической установки производится включением и выключением определенных фрикционов в коробках передач правого или левого борта.

Танк — не лимузин, поэтому рассчитывать на отсутствие тряски в нем не приходится. И, тем не менее, мы говорили о том, что Т-64 отличается от других подобных гусеничных машин плавностью хода. Причина этого — опорные и поддерживающие катки с внутренней амортизацией, впервые примененные в танковой ходовой части, и шесть гидравлических амортизаторов телескопического типа, поглощающих энергию колебательного движения корпуса. Это уменьшает раскачку всего танка и снижает вероятность ударов балансиров об ограничители. Заметим, что на предшественнике нашего танка амортизаторов было только четыре.

Для смягчения ударов ранее на машинах рассматриваемого класса применялись катки с резиновыми бандажами. Катясь по гусенице, они несколько поглощали ударные нагрузки, предохраняя подшипники катков от разрушения. Но износ бандажей в процессе эксплуатации, а так же боевые повреждения заставили конструкторов подумать о новой конструкции катка. Разработчики Т-64 применили стальные штампованные узлы, сваренные из двух половин. Внутри между ними располагали резиновый амортизатор, который и смягчал нагрузки на ступицу от обода. Примерно также устроен и поддерживающий каток.

Упругим элементом подвески является торсион. В отличие от ранее применяемых на Т-64 торсионы расположены соосно. Это уменьшает их длину и, следовательно, общий вес машины, экономит место.

Появление бронебойных снарядов, способных вызвать пожар в танке, привело к созданию автоматических систем пожаротушения. Огнегасящий состав, находящийся в емкостях машины, автоматически или при ручном включении заполняет свободное пространство того отделения, где возник очаг пожара, и гасит его. Такой системой оборудован и Т-64.

Система противоатомной защиты (ПАЗ) предназначается для защиты экипажа от ударной волны и проникающей радиации, а также радиоактивной пыли при движении машины по радиоактивно зараженной местности.

От проникающей радиации экипаж защищен специальным противорадиационным материалом на внутренней поверхности корпуса и башни. От ударной волны, затекающей внутрь танка, защита экипажа и механизмов обеспечивается герметизацией машины и автоматическим закрытием до подхода ударной волны различных отверстий, которые в условиях эксплуатации могут быть открыты. Это вентиляционные лючки, жалюзи над радиатором и воздухоочистителем, створки газохода, клапаны нагнетателя и др.

Для защиты от радиоактивной пыли предусмотрена подача нагнетателем в боевое отделение очищенного воздуха и создание внутри забронированного объема избыточного давления, препятствующего попаданию пыли.

Действия системы ПАЗ обеспечиваются автоматически блоком радиометрической защиты РБЗ-1М. При ядерном взрыве под влиянием гамма-излучений в ионизационной камере РБЗ-1М создается напряжение, способствующее выработке импульса тока. От этого срабатывает ряд релейных систем, обеспечивающих остановку нагнетателя, если он был включен. Одновременно напряжение подается на пиропатроны воздухопритоков, жалюзи и механизм остановки двигателя. Срабатывая, пиропатроны освобождают фиксаторы, удерживающие механизмы управления соответствующих отверстий, и они закрываются, а двигатель останавливается.

Нельзя не рассказать и об оборудовании для подводного вождения. Наверное, многие в кинофильме “Битва за Москву” видели, как неожиданно для войск, обороняющих Брест, из-под воды выходит танк вермахта. Эпизод, конечно, несколько надуман, так как подводные переправы оборудуются заранее на обоих берегах. Но в действительности оборудование для подводного вождения (ОПВТ) существовало еще до начала Великой Отечественной войны.

В 1934 г. в Белорусском и Дальневосточном ВО были испытаны системы ОПВТ на танках Т-26 и БТ-5. В Германии такие системы предусматривалось использовать для операции “Зеелеве” (высадка на территорию Англии) на танках Т-Ш и Т-ГУ. Т-64 может преодолевать по дну водные преграды глубиной до 5 м. Это обеспечивается уплотнениями корпуса и башни, броневой защиты пушки. Перед преодолением водной преграды на танк устанавливаются съемные узлы: воздухопитающая и выпускная трубы, уплотнение жалюзи, пулемета, дульного среза пушки и др. Механик-водитель под водой ведет танк по гирополукомпасу с заранее установленным курсом. Вода, которая может попасть внутрь, откачивается двумя специальными насосами. А если в результате технической неисправности или боевого повреждения танк остановится под водой, не дойдя до берега, экипаж может покинуть его, используя изолирующие аппараты АП-1.

Т-64 — танк второго послевоенного поколения, перенявшего много конструктивных новшеств от своих предшественников. Но по наличию сложных приборов управления и механизмов “шестьдесятчетверка” намного превосходит их.

Когда-то в учебном подразделении средний танк Т-54 казался курсантам верхом совершенства бронетанковой техники. И мы считали вполне заслуженным, что механик-водитель, получив такой комплекс знаний, получал на свои погоны две нашивки младшего сержанта, а в дальнейшем старший механик-водитель мог даже увеличить их количество до трех.

По чьему-то недомыслию, а может быть, незнанию жизненных реалий и уровня техники в бывших вооруженных силах СССР эту категорию понизили до солдатского состава. Видимо, сыграл синдром экономии финансов “на спичках”. Думается, что во вновь создаваемой армии России) переходящей на смешанный принцип комплектования, место механика-водителя, танка должен занимать профессионал, категория которого относится к сержантскому составу.

Каждый, кто соприкасался с военным делом, усвоил азбучную истину; основной ударной силой сухопутных войск являются танки. Т-64 наглядно подтверждает это. Он стал своеобразной лабораторией, на базе которой опробованы многие новшества, прочно вошедшие потом не только в отечественное, но и в мировое танкостроение. Николай Шомин со своим конструкторским коллективом раньше всех уловил и воплотил в жизнь те тенденции, по которым пошло развитие бронетанковой техники.

Главная страница

Предыдущая страница