ИЗ-ПОД ВОДЫ - В БОЙ

А. БЕСКУРНИКОВ, инженер

Материал предоставил Максим Зуев

 

Брезжит рассвет. Противоположный берег едва просматривается сквозь частую пелену дождя. Танкисты, совершившие стремительный ночной марш, вышли к широкой реке и остановились. Бродов на реке нет, единственный мост "взорван" "противником".

Над головами танкистов проплывают ширококрылые силуэты огромных воздушных кораблей. Парашютисты-десантники прямо с воздуха открывают огонь по "противнику" из автоматов. Бой за плацдарм начался. Все теперь зависит от того, как скоро танковые подразделения преодолеют водную преграду и подойдут на помощь десантникам.

В годы минувшей войны такое препятствие надолго задержало бы танкистов. Т-34, например, мог преодолевать броды глубиной не более 1,3 м. А в данном случае глубина реки значительно перекрывала высоту танков Т-54.

Но вот приземистые машины с длинноствольными орудиями и высокими трубами над башнями несколькими колоннами устремились из леса к реке и одна за другой стали скрываться под водой. И только воздухопитающие трубы, как перископы подводных лодок, вспарывали гладь реки.

Прошло несколько минут, и первые танки, словно богатыри, взобрались на противоположный берег. В мгновение сброшены трубы, уплотнения, И, не останавливаясь ни на минуту, танки переходят в стремительную атаку, идут на помощь десантникам, удерживающим ключевые позиции на берегу "противника".

К созданию машины, способной преодолевать глубокие водные преграды по дну, конструкторы пришли не сразу. Опыты подводного вождения проводились еще в 1934 году: танки Т-26 оснащались воздухопитающими трубами и герметизировались специальной мастикой.

Серьезные испытания пришлось выдержать советским танкам при форсировании рек во время Великой Отечественной войны. В октябре 1943 года южнее и севернее Киева развернулись ожесточенные бои. Перед 5-м гвардейским танковым корпусом генерала Д. Г. Кравченко была поставлена задача: форсировать Днепр у Лютежа. На постройку моста потребовалось бы восемь-десять суток, а это надолго задержало бы наступающих. Тогда командующий фронтом генерал армии Н. Ф. Ватутин приказал форсировать Десну, прикрывавшую подступы к Днепру, по дну. Танкам предстояло пройти 250 м под водой. Для этого закрыли все люки, щели, отверстия, жалюзи уплотнениями, промазанными солидолом. Сделали воздухозаборники, способные плавать ло поверхности воды. На выхлопные трубы надели брезентовые рукава.

На рассвете 4 октября со скоростью 7 км/ч южнее Летки корпус преодолел реку. Вода скрывала танки до половины башен. Механики-водители провели машины вслепую, выполняя приказания командиров, стоявших в открытых люках. На переправу одного танка было затрачено около 7 мин., тогда как на паромной переправе потребовалось бы около часа. Правда, в каждый танк попало до 200 л воды, но это не повлияло на них.

В самом конце войны на вооружение советских танковых войск поступила новая боевая машина Т-44. Этот танк сохранил в основном классическую форму своего предшественника Т-34-85. Такой же осталась башня. Не изменилось и вооружение: 85-мм пушка и два пулемета ДТМ. Один из них, как и в Т-34, был спарен с пушкой, а установка другого отличалась только тем, что пулемет жестко закреплялся в лобовом листе корпуса. Огонь из него вел механик-водитель, ориентируясь по трассирующим пулям. Корпус также сохранил основные черты Т-34. Однако люк механика-водителя находился не в лобовом листе корпуса, а в крыше. Сам корпус стал ниже на 135 мм благодаря установке нового двигателя В-44. Изменилась и компоновка моторного отделения - двигатель установили не вдоль оси корпуса, а поперек, что позволило увеличить объем боевого отделения и отодвинуть назад башню. Введение торсионной подвески улучшило ходовые качества танка. Значительным преимуществом новой машины явилось то, что люки и вентиляционные системы предусматривали возможность преодоления танком глубокого брода.

В итоге получилась новая боевая машина, имеющая меньшие, чем у Т-34, размеры по длине и высоте и превосходящая его по количеству боеприпасов и по средней скорости движения по шоссе. Танк мог преодолевать глубокие броды. Однако развитие новых способов ведения боя потребовало от танков большей эффективности вооружения, надежной защиты от ядерного оружия и способности форсирования водных преград по дну.

Новый танк Т-54, разработанный коллективом конструкторов под руководством Д. Д. Морозова, отвечал этим новым требованиям: имел более мощную броню и вооружение, высокую подвижность и большой запас хода, мог преодолевать глубокие водные преграды.

Сохраняя классическую компоновку тридцатьчетверки, Т-54 значительно превосходил ее боевые возможности. Впервые на среднем танке было установлено 100-мм орудие. В последующих модификациях Т-54 эффективность вооружения повысилась в результате введения стабилизатора орудия. Пушка современного танка остается неподвижной, как бы ни колебался корпус на неровностях почвы. Это позволяет вести огонь не останавливаясь, с ходу, что уменьшает уязвимость пятьдесятчетверки на поле боя. Еще одна особенность нового танка - устойчивость к поражающим факторам ядерного оружия.

Т-54 может бороться с вертолетами и самолетами, летящими на небольшой высоте. Для этого он оснащен крупнокалиберным пулеметом ДШК. Для движения и ведения боя в ночных условиях механик-водитель, командир и наводчик имеют приборы, позволяющие наблюдать за полем боя и вести стрельбу, не включая фар танка.

С помощью навесного оборудования танк Т-54 может выполнять функции танка-тральщика или бульдозера. А для эвакуации с поля боя подбитых танков на базе Т-54 разработан тягач. Кроме того, на базе танка оборудован мостоукладчик, который выполняет саперные обязанности. С помощью мостоукладчика танковые подразделения могут преодолевать рвы, овраги, неширокие речки.

Современная учебная танковая атака - это необыкновенное зрелище. Боевые машины, слегка покачивая длинноствольными орудиями, стремительно наступают по изрытому воронками и окопами полю. Кругом языки пламени и столбы пыли. Не останавливаясь, экипажи выбирают цели, с ходу прошивают пулеметными очередями мишени, уверенно поражают "противника". Реки, горные перевалы и сыпучие барханы пустынь не останавливают бронированные машины.

Советские танкисты всегда готовы выполнить свой воинский долг перед Родиной.

Главная страница

Предыдущая страница