armor.kiev.ua / Tanks / Modern / M47
 

Модернизация американских танков М47/М48

Мураховский В. И., Павлов М. В., Сафонов Б. С., Солянкин А. Г.

(Современные танки. Под ред. Сафонова Б. С. и Мураховского В. И. — М.: Арсенал-Пресс, 1995. — C. 210-215)

 

В США позже, чем в других странах (например, во Франции), осознали целесообразность создания единого (основного) танка. В 1946 году была принята программа разработки среднего танка Т42 с 90-мм пушкой и тяжелого танка Т43 со 120-мм пушкой. Последний выпускался в небольших количествах в 1951- 1954 годах под индексом М103.

Разработка Т42 затянулась, что привело к принятию на вооружение в 1948 году промежуточной модели среднего танка М46. В 1950 году во время войны в Корее на шасси М46 была установлена башня все еще состоявшего в разработке танка Т42. Получилась новая промежуточная модель М47.

Производство танков М47 было организовано танковым заводом в Детройте и «Американской локомотивной компанией». Всего было выпущено свыше 8500 машин. М47 поставлялись во Францию, Италию, Австрию, Бельгию, Грецию, Турцию, Западную Германию, Югославию, Испанию, Иран и Пакистан.

Танк, при массе 46 тонн, имел традиционную компоновочную схему с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения и раздельным размещением экипажа из пяти человек: в носовой части корпуса механик-водитель (слева) и стрелок-пулеметчик (справа), в башне — командир танка и наводчик справа от пушки, заряжающий — слева. Корпус танка сварной из литых и катаных броневых деталей, башня литая. У командира танка имелся перископический прибор М20. Такой же прибор был установлен у наводчика. Кроме того, последний использовал стереоскопический прицел-дальномер и механический баллистический поправочник. Основным вооружением являлась нарезная 90-мм пушка с эжекционной продувкой ствола и Т-образным или цилиндрическим дульным тормозом. Боекомплект к пушке 71 выстрел, 11 из которых размещены в нише башни. С пушкой спарен 7,62- мм пулемет. Такой же пулемет установлен у носового стрелка.

Боевое и моторно-трансмиссионное отделения разделяла жесткая перегородка. Двенадцатицилиндровый бензиновый двигатель «Континентал» мощностью 588 кВт (800 л.с.) и гидромеханическая трансмиссия «Аллисон» с двумя передачами переднего и одной заднего хода обеспечивали максимальную скорость 48 км/ч, а на первых образцах даже 58 км/ч.

Ходовая часть танка содержит независимую торсионную подвеску с гидравлическими амортизаторами на первых, вторых, пятых и шестых узлах, гусеницы со стальными траками и резиновыми асфальтоходными башмаками, ведущие и направляющие колеса, двенадцать обрезиненных двухскатных опорных катков и шесть поддерживающих (по три на борт) катков. Между шестыми опорными катками и ведущими колесами размещены дополнительные катки натяжения гусениц.

Модернизация танков М47 проводилась главным образом в странах, в которых эти танки состоят на вооружении.

Конструкторские работы над танком М48 начались в октябре 1950 года в Детройте. Первому образцу танка М48, изготовленному фирмой «Крайслер», 1 июня 1952 года, было торжественно присвоено имя «Джордж С. Паттон младший», более известное в печати как «Паттон-2». Всего выпущено около 12000 машин.

Танк начал поступать в войска в 1953 году. На его конструкцию заметное влияние оказало изучение опыта боевого применения танков в войне в Корее. Значительно больше внимания уделялось улучшению защиты и повышению огневой мощи. Это привело к изменению конструкции башни, появлению командирской башенки с крупнокалиберным (12,7- мм) пулеметом и увеличению массы до 47 тонн.

Компоновка танка — с раздельным размещением экипажа, башенной установкой основного вооружения и кормовым моторно-трансмиссионным отделением. По сравнению с М47 башня имеет значительно улучшенную, с точки зрения защиты, форму, однако практически вся ее лобовая часть занята сильно развитой амбразурой для пушки.

Основное вооружение — 90-мм нарезная пушка с боекомплектом 60 унитарных выстрелов четырех типов: бронебойные, кумулятивные, фугасные и зажигательные. Вместо последних мог использоваться картечный снаряд («Канистер»). В ходе модернизации в боекомплект вводились и другие типы выстрелов. Вспомогательное вооружение: спаренный с пушкой пулемет калибра 7,62-мм (5900 патронов) и у командира — калибра 12,7 мм (180 патронов).

В системе управления огнем использовались: у командира оптический дальномер с дальностью действия 4400 метров, перископический и телескопический приборы у наводчика, электромеханический баллистический вычислитель и электрогидравлические приводы наведения, приборы и прожектор видимого и инфракрасного света с дальностью действия до 2000 метров.

Корпус литой, с локальными усилениями за счет дополнительных катаных броневых листов. Башня цельнолитая. Толщины и углы наклона броневых деталей сильно дифференцированы. Использовались элементы оборудования для защиты от оружия массового поражения.

Подвижность танка обеспечивалась бензиновым двигателем «Континентал» мощностью 588 кВт (800 л.с.), гидромеханической трансмиссией «Аллисон» с дифференциальным механизмом поворота, торсионной подвеской c гидравлическими амортизаторами на первых, вторых и шестых узлах, гусеничным движителем с шестью (на один борт) двухскатными обрезиненными опорными катками, гусеницами с РМШ, тремя поддерживающими катками (часть машин выпускалась с пятью поддерживающими катками на один борт).

Танк поставлялся во многие страны мира: ФРГ, Грецию, Иран, Израиль, Иорданию, Южную Корею, Ливан, Марокко, Норвегию, Пакистан, Португалию, Сомали, Испанию, Тайвань, Таиланд, Тунис, Турцию.

Танк прошел несколько этапов модернизации, последовательно получая индексы М48А1, М48А2, М48А3 и, наконец, М48А5. Танк последней модификации по уровню боевых свойств примерно равноценен основном танку М60А1.

Работы по модернизации ранее выпущенных танков М48 до уровня основного танка начались в октябре 1975 года в Аннистонском арсенале армии США. Уже к концу 1977 финансового года было модернизировано 764 танка М48А1, к концу 1978 финансового года — 1454 танка. Только в Аннистонском арсенале к декабрю 1979 года 2064 танка М48А1-М48А3 было доведено до уровня М48А5.

Модификации танка М48

М48 — базовый образец. Отличительными признаками модели являлись Т-образный или цилиндрический дульный тормоз и командирская башенка с 12,7-мм пулеметом в открытой установке. На более поздних выпусках пулемет устанавливался в полностью закрытую башенку. На части машин между шестым опорным катком и ведущим колесом устанавливался дополнительный каток натяжения гусеницы.

М48С — модель аналогична базовой, но корпус изготовлен из конструкционной, а не броневой стали. Поэтому модель не являлась боевой машиной, она предназначалась для обучения экипажей и имела метку — букву «С» на левой стороне лобовой детали корпуса, означающую, что у танка нет баллистической защиты.

М48А1 — отличалась от базовой модели увеличенным люком механика-водителя, полностью закрытой командирской башенкой, наличием пылеотражающих щитков и специального катка натяжения гусеницы между ведущим колесом и шестым опорным катком.

М48А2 — основные отличия от ранее выпущенных машин сводятся к увеличению емкости топливных баков и улучшению топливопроводов, совершенствованию установки и крепления двигателя, уменьшению заметности выхлопных газов в ИК области, повышению надежности системы управления огнем, а также установке на корме корпуса приспособления для подключения дополнительных топливных баков.

М48А3 — основными отличиями от базового образца являются: замена бензинового двигателя на дизель (тот же, что устанавливается на танки серии М60), усовершенствование системы управления огнем, установка между крышей башни и основанием командирской башенки кольца с призменными приборами, обеспечивающими круговое наблюдение. На большинстве танков М48А3 отсутствовали дополнительные катки натяжения гусениц и использовались по три (на борт) поддерживающих катка.

М48А4 — было изготовлено всего шесть образцов. На шасси М48 устанавливалась башня танка М60 с ракетной системой «Шиллела».

М48А5 — основные отличия от базового образца описаны в тексте.

Кроме того, на шасси танка М48 выпускались огнеметные танки М67, М67А1, М67А2 (сняты с вооружения), мостоукладчик М48АVLB, ремонтно-эвакуационная машина М48АRV и минный разградитель М48МCV.

Кроме США, работы по модернизации М48, а также ранее выпущенных М47, с целью повышения их боевых свойств и продления жизненного цикла проводились в странах, где эти танки состоят на вооружении. Глубина и объем модернизации при этом определяются многими факторами, прежде всего экономическими возможностями страны, военно-политической ориентацией ее руководства, характеристиками ВВТ армии вероятного противника и т.д. Поэтому уровень боевых свойств танка, достигаемый в результате модернизации, у машин разных стран существенно отличается.

Модернизация танков М48 в ФРГ

В конце 70-х годов компания «Вегманн» (Кассель) модернизировала 650 танков серии М48 в модификацию, известную под индексом М48А2GА2. Объем работ примерно соответствовал американскому варианту модернизации М48А5, но с ориентировкой на конструктивно-технологическую преемственность с танком «Леопард-1». Были установлены 105-мм пушка L7А3 с теплозащитным кожухом, новое крепление пушки по-походному, пассивные приборы ночного видения для командира танка, наводчика и механика-водителя, модифицирована командирская башенка, изменена боеукладка (46 выстрелов) и усовершенствована система управления огнем. На танке используются приборы низкоуровневого телевидения фирмы АЕG «Телефункен» с приемной камерой, размещенной над пушкой, и выдачей изображения на экраны командира и наводчика. Пять танков и 165 комплектов сборочных единиц, необходимых для модернизации танка до уровня М48А2GА2, проданы в Турцию.

Под руководством фирмы «Вегман» разработан модернизированный танк Супер М48. В работе над ним участвовали фирмы МТU (дизель), «Ренк» (трансмиссия), «Крупп Атлас Электроник» (СУО) и другие. Программа усовершенствований охватывает все основные боевые и эксплуатационные свойства танка, но по желанию заказчика может реализоваться по частям.

Вместо штатной 90-мм пушки устанавливается 105-мм английская пушка L7А3З, для которой имеется много типов стандартных боеприпасов. Вводится стабилизатор вооружения с электрогидравлическими приводами наведения по вертикали и горизонтали. При этом могут быть сохранены элементы существующей системы. В прицеле наводчика, установленном в крыше башни, скомплексированы три оптических канала: дневной, тепловизионный (ночной) и лазерный дальномер. Во всех каналах используется общее головное зеркало. Имеется электронный баллистический вычислитель, но сохранены оптический дальномер и механический вычислитель. Танк может вести эффективный огонь по движущимся и неподвижным целям с места и с ходу.

На лобовую часть и борта башни навешиваются блоки дополнительного бронирования, каждый из которых при необходимости может быть легко заменен. На задней части башни установлены дымовые гранатометы. По всей длине корпуса размещены броневые экраны, не только повышающие защищенность, но и облегчающие работу воздухоочистителей системы питания воздухом двигателя.

На танке Супер М48 используются турбопоршневой дизель с промежуточным охлаждением воздуха МТU МВ837 Ка-501 мощностью 735 кВт (1000 л.с.) и автоматическая гидромеханическая трансмиссия, образующие единый блок. Трансмиссия обеспечивает по четыре передачи переднего и заднего хода. Эффективность торможения достигается применением, наряду с многодисковыми тормозами, гидрозамедлителя. Установка нового моторно-трансмиссионного блока потребовала перекомпоновки топливной системы. Она состоит из пяти топливных баков, лишь один из которых является расходным. Емкость системы 1050 литров.

Плавность хода танка значительно повышена за счет замены на новые торсионы, установки новых гидравлических амортизаторов на 1-е, 2-е, 5-е и 6-е узлы подвески и гидравлических упоров (ограничителей хода катков). Усовершенствованы также гусеницы (повышен ресурс и уменьшен шум), система электроснабжения, рабочее место механика-водителя. Установлена новая система ППО: в обитаемых отделениях — оптические датчики, в МТО — в качестве датчика используется кабель-индикатор. Огнетушащий состав — «Галон».

Израильские танки серии М48

В составе танкового парка Израиля имеется около 800 машин М48. Абсолютное большинство из них по боевым свойствам доведено до уровня М60А1. На них используются единые двигатели, 105-мм пушки, командирские башенки израильской разработки, приспособления для установки минных тралов. Применяется дополнительное бронирование корпуса и башни. В начале 80-х годов для танков М48 и М60 были созданы и внедрены элементы навесной динамической защиты «Блейзер». Дальнейшая модернизация танков серии М48 в Израиле планируется и проводится в одном «пакете» с модернизацией модели М60.

Турецкие танки М47 и М48

В танковом парке Турции состоит около 800 танков М47 и 2700 танков М48. По оценкам, к концу 1989 года около 1900 танков М48 модернизировано до уровня М48А5Т1. Это примерно соответствует американскому стандарту М48А5. Работы начались в 1982 году на танкоремонтном заводе в Кайзери с использованием модернизационных комплектов, изготовленных в США. В 1984 году подключился к модернизации второй завод. Летом 1984 года один батальон турецкой армии был перевооружен танками М48А5Т1.

В конце 1985 года США субсидировали поставку Турции 760 новых модернизационных комплектов, включающих теплозащитный кожух пушки, баллистический вычислитель и дополнительно (к существующим электрогидроприводам наведения) стабилизатор вооружения. После внедрения этих изменений танк получает индекс М48А5Т2. В работе по модернизации турецких танков М48 принимают участие фирмы «Тексас Инструментс», «Кадиллак Гейдж» и др.

Кроме США, помощь Турции в модернизации танкового парка оказывала ФРГ. Компания «Вегманн» модернизировала пять танков М48 до уровня М48А2GА2 и поставила 165 модернизационных комплектов, включающих дизель МВ 837 Ка-500 с системами и периферийными узлами, топливные баки и насосы, электрооборудование, боеукладку, систему ППО и др. ФРГ помогала также в строительстве упомянутых танкоремонтных заводов.

Южно-корейские танки М47 и М48

Соединенными Штатами Америки в Южную Корею поставлено свыше 500 танков М47 (считается, что в эксплуатации находится только около 350) и свыше 1000 М48. Около 600 из них доведены за счет модернизации до американского стандарта М48А5. На танки установлены 105-мм пушка М68, инфракрасные приборы наблюдения механика-водителя и прожектор (над пушкой), дымовые гранатометы по бокам башни, бортовые противокумулятивные экраны, дизель AVDS-1790-2D. Кроме того, введены усовершенствования в систему управления огнем, электрооборудование корпуса и башни, в конструкцию командирской башенки и ходовой части.

Пакистанские танки М47 и М48

На начало 1990 года в танковом парке Пакистана состояло 150 танков М47 и 345 М48А5. Танки М48 прошли модернизацию в период с 1977 по 1979 год — партия в 145 машин, другая партия (100 машин) — в 1984 году. Еще 100 М48А5 в 1982 году было закуплено в США. Для проведения работ по модернизации использовался танкоремонтный завод в Тахиле, построенный с помощью Китая.

Поскольку танки М47 составляют незначительную часть танкового парка, а танки М48 сравнительно недавно прошли модернизацию, основное внимание руководства уделяется совершенствованию танков китайского производства. Тем не менее, в августе 1989 года заключено соглашение с американской фирмой «Дженерал Дайнемикс» об организации в Пакистане мощностей по ремонту и развитию танков М47 и М48, а также самоходных гаубиц М109 и М110.

Испанские танки М47 и М48

В танковом парке Испании состоит 375 танков М47 и 164 М48. Основные работы по модернизации ведет компания «Талбот», разработавшая несколько модификаций М47 и М48.

М47Е1 отличается от базового образца моторно-трансмиссионным блоком (дизель AVDS-1790-2А с трансмиссией СD-850-6А), отсутствием носового пулемета, установкой системы управления огнем фирмы «Кадиллак Гейдж Текстрон», применением ТДА и четырех дымовых гранатометов на каждой стороне башни. Пушка оставлена прежняя. После замены пушки на 105-мм Rh-105.30 и установки пассивного ночного перископа механика-водителя модификация получает индекс М47Е2.

М48А3Е — на танке сохранена 90-мм пушка, выполнен тот же объем работ по модернизации, что и на модели М47Е1.

М48А5Е — практически американский стандарт, но возможна установка одной из двух 105-мм пушек — М68 или Rh-105.30.

М48А5Е1 — то же, что и М48А5Е, но с усовершенствованной системой управления огнем (с лазерным дальномером, пассивными приборами ночного видения, аналоговым баллистическим вычислителем и т.д.) и дизелем AVDS-1790-2D.

Большинство машин серии М48, состоявших на вооружении испанской армии, доведено до уровней М48А5Е и М48А5Е1. Танки М47 в основном модернизированы в модификацию М47Е1.

Иранские танки М47М и М48

Программа модернизации была разработана компанией «Боуэн-МакЛафлин-Йорк» и содержала мероприятия по замене элементов танка М47, обеспечивающих его огневую мощь и подвижность, на подобные элементы ОБТ М60А1. Компанией был построен в Иране завод (1970-1972 гг.), на который из США передана технологическая документация. Кроме того, компания заменила на двух опытных образцах, переданных Ирану, существующую систему управления огнем на новую (фирмы «Хьюз») с лазерным дальномером. Общими взаимозаменяемыми элементами для танков М47М, М48А3 и М60А1 являются: двигатель, трансмиссия, подъемные и поворотные механизмы наведения пушки, воздухоочистители, укладки для пулеметных патронов, обогреватель для экипажа, панель контрольных приборов механика-водителя, система ППО и др.

На танке М47М сохранена 90-мм пушка, но усовершенствована система управления огнем и увеличен боекомплект до 79 выстрелов. Из состава экипажа исключен носовой стрелок, его место занято дополнительной боеукладкой. На этом же заводе осуществлялась модернизация танков М48.

Модернизация танков М48 на острове Тайвань

В составе танкового парка около 300 танков М48. К числу основных мероприятий по модернизации относятся установка 105-мм пушки типа М68, но тайваньского изготовления, модифицированной башни с новой системой управления огнем, включающей лазерный дальномер на углекислом газе, поставляемый фирмой «Тексас Инструментc», баллистический вычислитель и тепловизионные приборы, а также новой командирской башенки и использование дизеля AVDS-1790-2С (как на танке М60А3). Считается, что модернизированный образец становится равным М60А1.

Боевая и техническая характеристики танка M48A5

Боевая масса ............................ 49 т
Экипаж .................................. 4 чел.
Высота по крыше башни ................... 2750 мм
Пушка ................................... 105-мм нарезная
Боекомплект ............................. 54 выстрела
Типы боеприпасов ........................ БПС, БКС, БФС, СГПЭ
Дальномер ............................... оптический
Баллистический вычислитель .............. электронный
Заряжание ............................... вручную
Пулеметы ................................ три 7,62-мм
Броневая защита ......................... монолитная
Максимальная скорость ................... 48 км/ч
Запас хода по шоссе ..................... 500 км
Двигатель ............................... дизель
Мощность двигателя ...................... 551 кВт (750 л.с.)
Трансмиссия ............................. гидромеханическая
Подвеска ................................ торсионная
Гусеница ................................ с РМШ и резиновыми подушками
Глубина преодолеваемой водной преграды .. 2,4 м, (с подготовкой)
Главная страница В начало