ЩИТ И МЕЧ ПЕХОТЫ

Виктор Кораблин

(Оружие №10 за 1999 год)

 

ЗА БОЛЕЕ ЧЕМ ДЕСЯТИЛЕТНИЙ СРОК ЖИЗНИ БОЕВОЙ МАШИНЫ ПЕХОТЫ БМП-3 ОНА НАШЛА ПРИЗНАНИЕ ВО МНОГИХ СТРАНАХ МИРА. С НАЧАЛА ПРОИЗВОДСТВА БЫЛО ИЗГОТОВЛЕНО БОЛЕЕ ТЫСЯЧИ МАШИН. НО ИЗ НИХ ТОЛЬКО МЕНЕЕ ТРЕХСОТ НАХОДИТСЯ НА ВООРУЖЕНИИ В РОССИИ. ОСТАЛЬНЫЕ БМП ПРОДАНЫ И ЭКСПЛУАТИРУЮТСЯ В АРМИЯХ ОБЪЕДИНЕННЫХ АРАБСКИХ ЭМИРАТОВ, КУВЕЙТА, КИПРА И ЮЖНОЙ КОРЕИ. В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СЕРЬЕЗНЫЙ ИНТЕРЕС К БМП-3 ПРОЯВЛЯЕТ КИТАЙ. ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, НЕСМОТРЯ НА ЕЕ ОЧЕВИДНЫЙ УСПЕХ, СРЕДИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ВОЕННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ДО СИХ ПОР НЕТ ЕДИНОГО МНЕНИЯ О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ ТАКОЙ БОЕВОЙ МАШИНЫ.

СССР был первой страной в мире, создавшей и принявшей на вооружение в 1966 г. принципиально новую боевую машину - БМП-1 (БМП - боевая машина пехоты). Эта относительно хорошо вооруженная и защищенная машина с высокой подвижностью позволила значительно повысить ударную силу мотострелковых и танковых соединений Советской Армии. Однако постоянные изменения средств и способов вооруженной борьбы настоятельно требовали совершенствования этого вида бронетанковой техники.

Опыт боевого применения БМП-1 в арабо-израильской войне 1973 г. выявил недостаточную огневую мощь ее комплекса вооружения. Именно поэтому в 1974 г. на базе БМП-1 был создан опытный вариант машины ("объект 675") с 30-мм автоматической пушкой. Испытания и, соответственно, принятие на вооружение этой БМП по ряду причин затянулись. И если бы не война в Афганистане, то БМП-2, принятая в конце концов на вооружение в 1980г., могла бы и не появиться в нашей армии.

Дело в том, что военная доктрина СССР 70-80-х гг. предусматривала широкомасштабные наступательные и оборонительные действия мощных группировок сухопутных войск при сильном огневом противодействии противника. Отечественной "пехоте" требовалась новая боевая машина, с большей огневой мощью, защищенностью и подвижностью, чем БМП-1. Все это требовало значительного повышения массы машины, которая при этом должна была оставаться плавающей и авиатранспортабельной.

Столь противоречивые требования не позволяли создать перспективную боевую машину на шасси БМП-1, резервы модернизации которой были к тому времени практически исчерпаны. Поэтому новую машину решили создавать на шасси опытного легкого плавающего танка ("объект 685") Курганского машиностроительного завода, разработанного еще в 1975 г. для воздушнодесантных войск.

В 1981 г. опытная партия новых боевых машин пехоты (под индексом "объект 688")увидела свет. Создавал ее коллектив Курганского машиностроительного завода под руководством А.А. Благонравова. При боевой массе в 17 т БМП имела комплекс вынесенного из башни блока оружия, состоявшего из 30-мм автоматической пушки 2А42 (такой же, как на БМП-2), 30-мм автоматического гранатомета АГ-17, трех 7,62-мм пулеметов ПКТ и пусковой установки ПТУР. Экипаж машины состоял из трех, а десант - из семи человек. Однако следует отметить, что огневая мошь новой боевой машины по сравнению с БМП-2 возросла незначительно.

Положение было исправлено, когда в Туле в Конструкторском бюро приборостроения под общим руководством А.Г.Шипунова специально для новой БМП была разработана новая двухместная башня, в которой размещался блок весьма необычного для БМП оружия, состоявший из 100-мм орудия - пусковой установки. новой 30-мм автоматической пушки и пулемета ПКТ. В 1987 г. боевая машина пехоты была принята на вооружение под маркой БМП-3.

Такой обширный набор оружия на БМП применялся впервые. Многие специалисты считали тогда, что главное назначение БМП -доставка отделения пехоты к полю боя, а не ведение огневого боя. Кроме того достаточно сложный комплекс вооружения требовал очень хорошей подготовки экипажа машины. Это дало основание многим специалистам усомниться в правильности выбранного подхода.

По сравнению с другими машинами подобного типа БМП-3 имеет оригинальную компоновку. В ней впервые в мире был реализован принцип так назывемого активного размещения десанта. В передней части копуса машины в отделении управления помимо механика-водителя размещены два пулеметчика, которые могут вести прицельный огонь в переднем секторе по курсу движения боевой машины. Это превращает БМП-3 в многоканальную огневую систему и существенно увеличивает ее огневую мощь. Боевое отделение располагается в средней части машины, силовое - в корме. Основная часть десанта располагается между боевым и силовым отделениями.

Размещение на боевой машине пехоты принципиально нового комплекса вооружения существенно повысило возможности по огневому поражению противника как для отдельной машины, так и мотострелковых подразделений в целом. Мощное ракетно-артиллерийское и пулеметное вооружение БМП-3 позволило значительно расширить круг огневых задач, решаемых мотострелковыми подразделениями в общевойсковом бою, сделало их более самостоятельными в вопросе огневого поражения противника.

Создание орудия - пусковой установки для БМП было обусловлено следующим. В начале 80-х в СССР в ходе модернизации средних танков типа Т-55 и Т-62 были разработаны комплексы управляемого ракетного вооружения "Бастион" и "Шексна" с запуском противотанковой ракеты через ствол. Для унификации ракетного комплекса его решили использовать и в БМП. С этой целью и разработали новое нарезное 100-мм орудие - пусковую установку 2А70. которое может стрелять как ракетами, так и осколочно-фугасными снарядами. Невысокая начальная скорость такого снаряда (около 250 м/с) позволила создать артсистему небольшой массы.

Запуск управляемой ракеты через ствол в сочетании с системой наведения по лучу лазера и прицелом с независимой стабилизацией поля зрения в двух плоскостях позволил решить проблему стрельбы ПТУРами с ходу, а также обеспечить высокую скорострельность и помехозащищенность системы управления. Дальность стрельбы управляемой ракетой составляет от 100 до. 4000 м. Боекомплект - 8 ПТУР 9М117.

Как показал опыт эксплуатации БМП-3 в Арабских Эмиратах, обученный экипаж даже на предельных дальностях стрельбы может поразить цель противотанковой ракетой с высокой степенью вероятности (0,8-0,9). Это, а также значительная бронепробиваемость ПТУР (более 500 мм стальной гомогенной брони) позволяет экипажу БМП-3 успешно бороться с танками первого и второго послевоенного поколения (типа Т-55, Т-62, М-60, "Леопард-1", "Чифтен", АМХ-30), всеми существующими боевыми машинами пехоты, бронетраспортерами и машинами на их базе.

Однако установка в последнее время на танки навесной динамической защиты привела к повышению их защищенности от кумулятивных боеприпасов. Для поражения таких танков, а также танков третьего послевоенного поколения (типа М-1 "Абраме", "Леопард-2" и др.) была разработана новая ракета 9 Ml 17M с тандемным расположением двух кумулятивных зарядов.

100-мм осколочно-фугасные снаряды применяются в первую очередь для поражения живой силы противника и его небронированных средств. Прицельная дальность стрельбы этими снарядами с помощью основного прицела наводчика-оператора составляет 4000 м днем и до 800 м ночью. Однако при необходимости ими можно вести огонь и по бронированным целям. При этом вероятность попадания при стрельбе на 2000 м составляет около 50%.

Для облегчения работы наводчика и повышения боевой скорострельности заряжание орудия осколочно-фугасными снарядами осуществляет специальный полуавтоматический механизм. В конвейере механизма заряжания, расположенном под поликом кабины боевого отделения, размещено 22 осколочно-фугасных выстрела. При необходимости еще 18 выстрелов можно уложить в дополнительную немеханизированную укладку под сиденьями десанта. Техническая скорострельность при стрельбе осколочно-фугасными снарядами с использованием механизма заряжания составляет 8-10 выстр./мин.

Как уже упоминалось, специально для БМП-3 была разработана новая 30-мм автоматическая пушка 2А72. Необходимость ее создания диктовалась следующим. Автоматика пушки 2А42, установленной на БМП-2, работала на отводе части пороховых газов из канала ствола. При этом пороховые газы, совершившие работу перезаряжания, попадали в боевое отделение. Загазованность боевого отделения при интенсивной стрельбе была очень велика. Поэтому для новой пушки выбрали схему автоматики, основанную на отдаче с длинным ходом ствола. В этом случае отпирание затвора осуществляется, когда снаряд уже покинул канал ствола, и давление пороховых газов в нем спало. Однако автоматические системы с длинным или коротким ходом ствола имеют меньшую кучность стрельбы, чем системы с неподвижным стволом. Конструкторы из Тулы нашли оригинальное решение, прикрепив дульную часть автоматической пушки с помощью подвижной муфты к 100-мм орудию - пусковой установке.

Как и на БМП-2, пушка 2А72 предназначена для поражения живой силы противника и слабо бронированных целей, а также для борьбы с вертолетами. В боекомплекте машины имеется 500 выстрелов с осколочно-фугасно-зажигательными, осколочно-трассирующими и бронебойно-трассирующими снарядами. Пушка имеет двухленточное селективное питание. В отличие от БМП-2, где пушка заряжается вручную, на БМП-3 имеется специальный электромеханический привод. Наводчику для заряжания достаточно нажать одну кнопку, и пушка будет готова к стрельбе.

На БМП-3 установлено три 7,62-мм пулемета ПКТ (пулемет Калашникова танковый), предназначенных для поражения открыто расположенной живой силы и небронированной техники противника. При этом огонь из пулемета, установленного в блоке основного оружия, могут вести как наводчик-оператор, так и командир машины. Из курсовых пулеметов, стоящих в носовых шаровых установках, огонь ведут пулеметчики, а при их спешивании - и механик-водитель. Стоит отметить, что по сравнению с пулеметами ПК, устанавливаемыми в бойницах БМП-1 и БМП-2, было получено существенное повышение дальности и эффективности прицельного огня. Этого удалось достичь благодаря использованию новых прицельных приспособлений с волоконно-оптической системой и проектированию прицельной марки на стекле приборов наблюдения.

Для управления таким набором оружия для БМП впервые в мире была создана автоматизированная система управления огнем. Главной и центральной ее частью является баллистический вычислитель - небольшая ЭВМ, высчитывающая углы наведения блока оружия в зависимости от условий стрельбы. Сигнал об углах возвышения блока оружия и поворота башни автоматически поступает на приводы наведения, которые и приводят оружие в необходимое для точного выстрела положение. Наводчику достаточно выбрать вид оружия, тип боеприпаса, измерить дальность до цели лазерным дальномером и, удерживая прицельную марку на цели, произвести выстрел.

Совместно с баллистическим вычислителем работает комбинированный (день-ночь) прицел 1К13. С его помощью наводчик-оператор может поражать цели всеми видами оружия и типами боеприпасов. Кроме него, для ведения огня по целям с большими углами возвышения, у наводчика-оператора имеется дополнительный прицел ППБ-1.

Система управления огнем дублирована. Это означает, что командир БМП может при необходимости самостоятельно вести огонь из башенного блока оружия. Для этого на рабочем месте командира имеется прицел 1ПЗ-10и пульт управления, аналогичный пульту наводчика-оператора.

Блок оружия, установленный в башне, стабилизирован в двух плоскостях. Это позволяет вести огонь с ходу из всех видов оружия.

Огневая мощь комплекса вооружения БМП-3 дополняется стрелковым оружием спешиваемой части мотострелкового отделения. Стрельба из стрелкового оружия через бойницы БМП ведется с места, с коротких остановок и с ходу - как правило, на дальности до 400 м.

Защиту боевой машины обеспечивают бронированный корпус с противонейтронным подбоем, средства маскировки (система запуска дымовых гранат, деформирующее окрашивание корпуса и башни, термодымовая аппаратура) и система коллективной защиты. Для защиты от излучения оптических лазеров прицел командира имеет специальный светофильтр, а весь экипаж может оснащаться специальными очками.

Боевая машина пехоты БМП-3 обладает лучшей защищенностью, чем существующие отечественные боевые машины мотострелковых подразделений (БТР, БМП). Она обеспечивает защиту мотострелков от огня существующих малокалиберных автоматических пушек в лобовой проекции и огня стрелкового оружия (в том числе крупнокалиберных пулеметов) и осколков артиллерийских снарядов в бортовой проекции.

Наличие на машине оборудования для самоокапывания повышает возможности мотострелковых подразделений по созданию оборонительных сооружений.

БМП-3 отличается от существующих БМП повышенной подвижностью на суше и на плаву (в том числе в морских условиях). Это достигается за счет высокой удельной мощности двигателя, разработки оригинальной ходовой части с изменяемым клиренсом и низким удельным давлением на грунт. При необходимости на БМП-3 могут устанавливаться уширенные гусеницы, что снижает удельное давление и повышает проходимость по мягким грунтам. Движение на плаву обеспечивается двумя водометными движителями.

Механизм изменения клиренса предназначен для изменения высоты силуэта машины, придания ей носового или кормового дифферента для повышения проходимости, придания правого или левого крена для горизонтального выравнивания машины при стрельбе из орудия - пусковой установки, регулировки заглубления оборудования для самоокапывания, снижения сопротивления движению при преодолении больших водных преград (на больших озерах и в морских условиях).

Наличие в трансмиссии механизма реверса позволяет при необходимости быстро переходить от движения вперед к заднему ходу. Значительная скорость заднего хода (до 20 км/ч) позволяет выводить машину из-под внезапного обстрела, не поворачивая ее бортом к противнику.

Испытания, которым подверглась БМП-3 в суровых условиях Аравийской пустыни, показали значительное превосходство нашей БМП над западными аналогами. БМП-3 создавалась с расчетом использования ее шасси для целого семейства боевых машин и машин обеспечения. Так, в настоящее время на ее базе создан командирский вариант БМП-ЗК, бронированная разведывательная машина БРМ-3 "Рысь", самоходное артиллерийское орудие 2С31 "Вена", самоходный всепогодный противотанковый ракетный комплекс "Хризантема", бронированная ремонтно-эвакуационная машина БРЭМ-Л "Беглянка".

В настоящее время разработан усовершенствованный вариант машины - БМП-3М. На ней установлен новый двигатель мощностью 600 л.с. и новый прицел наводчика-оператора "Сож" со встроенным лазерным дальномером.

Главная страница

Предыдущая страница