armor.kiev.ua / Tanks / Modern / BMP1

 

 

Защитница пехоты

Михаил Барятинский

(М-Хобби. Дайджест : Броня. — М.: Цейхгауз, 2009. — С. 48-55)

 
БМП-2

Фото автора и С. Голикова
Рисунки: Сергей Игнатьев

В начале 1960-х годов группой конструкторов Челябинского тракторного завода под руководством П.П.Исакова была создана хорошо известная сегодня боевая машина пехоты БМП-1 (объект 765). Причины, вызвавшие ее появление, толком не ясны до сих пор. Несмотря на развернувшуюся в последнее время яростную полемику в прессе о достоинствах и недостатках боевых машин этого класса, их назначении и дальнейших путях развития, реальные участники разработки БМП-1 пока отмалчиваются. В таких условиях любая трактовка событий того периода - не более чем предположение.

Одной из возможных причин появления БМП-1 могло быть наметившееся отставание СССР в создании тяжелых гусеничных бронетранспортеров. В конце 1950-х - начале 1960-х годов в армиях НАТО были приняты на вооружение бронетранспортеры М113 (США), «Троуджен» (Великобритания), VTT М56 (Франция) и HS-30 (ФРГ). Не отставали от них и «нейтралы» - шведы создали P6V302, а австрийцы - 4K3F. Все эти машины имели полностью закрытые герметичные корпуса и достаточно мощное вооружение - вплоть до 20-мм автоматических пушек. Впрочем, тяжелый гусеничный бронетранспортер БТР-50П (в варианте с крышей - БТР-50ПК) был и у Советской Армии. Однако эта машина, по сравнению с западными аналогами, имела слишком большие габариты и крайне неудачную компоновку с передним расположением десантного отделения. По-видимому, по этой причине серьезную модернизацию ее посчитали бесперспективнои и пошли по пути создания совершенно нового образца.

Новая машина должна была иметь более подходящую для бронетранспортера компоновку с задним расположением десантного отделения и, самое главное, обладать возможностью вести боевые действия в условиях атомной войны - бронекорпус должен был быть герметичным и снабжаться противоатомной защитой. В части вооружения ориентировались на наиболее мощные западные образцы, но тут вышла неувязочка. Дело в том, что в период правления Н.С.Хрущева никаких работ по созданию малокалиберных автоматических пушек для сухопутных войск не велось, и вооружать «объект 765» было просто нечем. Существовало лишь одно пригодное для этой цели орудие - 73-мм безоткатная гладкоствольная пушка 2А28 «Гром», позволявшая на дальности до 1000 м поражать бронированные машины и танки того периода. Ее и установили на новую машину, которую приняли на вооружение в 1966 году под обозначением «БМП-1», гордо назвав ее «родоначальником нового класса боевой техники - боевых машин пехоты». При этом какая-либо стройная концепция их боевого применения начисто отсутствовала, и большинство военных придерживались той точки зрения, что БМП, как и БТР, является лишь транспортным средством для доставки пехоты на поле боя под прикрытием брони вслед за танками и затем использовать ее для занятия территории. Однако и против более мощного, чем у тогдашних отечественных бронетранспортеров, вооружения никто не возражал (хотя задачи его также четко не были определены). Совершенно очевидно, что вооружение БМП-1 имело ярко выраженную противотанковую направленность: в боекомплект пушки «Гром» входили только противотанковые кумулятивные снаряды, а в качестве дополнительного вооружения на машине был размещен ПТРК «Малютка». Для поддержки же спешенной пехоты у «боевой машины пехоты» оставался единственный 7,62-мм пулемет ПКТ (для сравнения - у БТР-60ПБ пулеметов было два: 14,5-мм и 7,62-мм) - явно недостаточно. Осколочную гранату ввели в боекомплект только в 1973 году, но и она мало что давала пехоте из-за настильной траектории полета. Кроме того, на БМП-1 отсутствовал стабилизатор вооружения и вести прицельный огонь с хода всеми видами боеприпасов было невозможно.

Парад по случаю 50-й годовщины Победы на Кутузовском проспекте у Поклонной Горы. 1995 г.

Парад по случаю 50-й годовщины Победы на Кутузовском проспекте у Поклонной Горы. 1995 г.

Объекты 681 и 680

Объекты 681 и 680

Объект 768

Объект 768

В результате в военно-конструкторских кругах развернулась длительная дискуссия о том, каким быть вооружению БМП. В рамках этой дискуссии создавались опытные образцы перспективных БМП с двумя направлениями развития вооружения. Первое - наращивание огневой мощи пушки «Гром» путем удлинения ствола, что привело к созданию 73-мм пушки «Зарница», установленной на опытных объектах «768» и «681», изготовленных в 1974 и 1977 годах. Второе - переход на созданную к тому времени автоматическую 30-мм пушку, которую установили на объектах «680» и «769» в 1972 и 1974 годах соответственно. При этом на объекте «680» пушка и пулемет были смонтированы на выносном вращающемся лафете со стандартным погоном башни БМП-1, а второй пулемет - на крышке люка командира. Объект «769» имел двухместную башню и удлиненный корпус (число опорных катков увеличилось до семи). Эти опытные образцы создавались как в Челябинске, так и в Кургане. Дело в том, что серийный выпуск БМП-1 был организован на Курганском машиностроительном заводе «Курганмашзавод». Это предприятие, построенное в 1954 году, специализировалось до этого на выпуске артиллерийских тягачей АТС-59 и их модификации АТС-59Г. С 1967 года «Курганмашзавод» стал головным предприятием по производству боевых машин пехоты. Главным конструктором завода был А.А.Благонравов.

Соревнование между 73-мм и 30-мм пушкой закончилось почти ничем. «Курганмашзавод» отстаивал свой объекл«б75», вооруженный 30-мм пушкой 2А42 Тульского КБ машиностроения (ведущий конструктор В.П.Грязев). В этом его поддерживали генеральный конструктор КБ А.Г.Шипунов и начальник ГБТУ главный маршал танковых войск А.Х.Бабаджанян. Однако 30-мм пушка долгое время не воспринималась руководством ГРАУ как серьезное оружие. Именно они проталкивали на вооружение альтернативную БМП с 73-мм орудием. И это притом, что всесторонние испытания 30-мм пушки показали высокую универсальность системы при стрельбе по самым различным целям, включая и танки. Были проведены сравнительные испытания модернизированной пушки «Гром-М» с пушкой 2А42 при расходовании сопоставимой части боекомплекта (по настоянию ГРАУ удвоенным для «Грома»). После стрельбы из 73-мм орудия обстреливавмый танк остался боеспособным, а после обстрела из 2А42 на нем не осталось никакого навесного оборудования (зенитный пулемет, например, улетел на 15 м), а топливные баки воспламенились. После осмотра выяснилось, что башня и пушка танка заклинены, маска пушки имеет сквозную пробоину, а все смотровые приборы и прицел разбиты.

Несмотря на столь убедительные результаты, сомнения продолжали точить руководство Министерства обороны СССР. В системе госзаказа выпуск новой машины планировался в объеме примерно 10% от производства БМП-1. Окончательную точку в ее судьбе поставил Афганистан.

БМП-2 с противоатомным надбоем впервые показали на параде 9 мая 1985 г.

БМП-2 с противоатомным надбоем впервые показали на параде 9 мая 1985 г.

Распоряжение правительства о срочном освоении серийного производства объекта «675» было передано на завод по телефону апрельской ночью 1980 года. Приказ был категоричен: через две недели первая партия машин должна быть отправлена в Афганистан! На такое решение сильно повлиял генерал армии М.М.Зайцев, который, находясь в Афганистане, позвонил в ЦК КПСС и разъяснил, что в местных условиях новая машина «Курганмашзавода» незаменима. Зайцев знал эту машину еще когда был командующим войсками Белорусского военного округа, в котором новая БМП проходила войсковые испытания. На следующий день производство «Курганмашзавода» было переведено на режим военного времени. В апреле первые 25 машин отправили в Афганистан. Постановление Совета министров СССР о принятии «объекта 675» на вооружение под обозначением «БМП-2» последовало только в августе, а приказ министра обороны - в октябре 1980 года. В это время уже несколько десятков БМП-2 воевали в Афганистане.

По своей конструкции и тактико-техническим характеристикам БМП-2 во многом была аналогична БМП-1. В левой передней части корпуса располагалось отделение управления, ограниченное справа перегородкой МТО, а слева - левым бортом машины. В нем были размещены сиденье механика-водителя, органы управления, контрольно-измерительные приборы, четыре прибора наблюдения ТНП0-170А, гирополукомпас ГПК-59, аппарат А-3 ТПУ и т.д. За сидением механика-водителя находится сиденье десантника. Оно оборудовалось амбразурой для стрельбы из личного оружия (в левом борту корпуса), приборами наблюдения ТНП-165А и ТНПО-170А, а также аппаратом А-3 ТПУ. Подобное размещение двух членов экипажа (в БМП-1 - это механик-водитель и командир) никак нельзя признать удачным компоновочным решением. В условиях минной войны в Афганистане и Чечне при наезде на мину механик-водитель, сидевший как говорится «на гусенице», гарантированно погибал (сиденье за ним, как правило, пустовало, так как десант обычно ездил на крыше машины).

Справа от отделения управления находится МТО, отделенное теплозвукоизоляционной перегородкой. Стоящие в нем двигатель и коробка передач объединены в силовой блок, а радиаторы системы охлаждения, системы смазки двигателя, системы смазки и гидроуправления силовой передачи, эжектор и воздухоочиститель - в блок охлаждения и воздухоочистки.

Боевое отделение расположено в средней части корпуса непосредственно за МТО. Оно включает в себя башню и часть корпуса, ограниченную перегородкой МТО спереди и ограждениями сидений десанта сзади. В башне в качающейся маске установлены пушка 2А42 и спаренный с ней пулемет ПКТ. На вращающемся полу смонтированы магазин ПКТ и система, обеспечивающая ленточное питание пушки бронебойно-трассирующими и осколочно-фугасными снарядами. Командир располагается справа от пушки, наводчик-оператор - слева.

Первый показ публике БМП-2 на параде после окончания учений «Запад-81». Машины раннего выпуска.

Первый показ публике БМП-2 на параде после окончания учений «Запад-81». Машины раннего выпуска.

В кормовой части корпуса в десантном отделении лицом к бортам размещаются б стрелков. На каждом месте стрелка имеется прибор ТНП0-170А для наблюдения за местностью при движении «по-боевому», амбразура с шаровой установкой для ведения стрельбы из пулеметов ПК или ПКМ (передние) и автоматов АКМ или АК-74 (остальные). Для входа и выхода стрелков в корме машины имеются две двери. В каждой из них установлен прибор ТНП0-170А, а в левой двери еще и амбразура для стрельбы из АК-74. В крыше корпуса над сидениями имеются люки для выхода стрелков при движении машины на плаву, ведения огня по воздушным целям, наблюдения за местностью на марше, аварийной эвакуации и т.п. Десантное отделение разделено на две части (правую и левую) средним топливным баком и контейнером электрооборудования, в котором размещены две аккумуляторные батареи, агрегаты электрооборудования и отопитель десантного отделения. В десантном отделении для внутренней связи используются аппараты А-3 и А-4 ТПУ. В нише правой двери размещена радиостанция Р-126.

Корпус и коническая башня БМП-2 сварены из катаных броневых листов различной толщины. Так, нижний лобовой лист корпуса имеет толщину 19 мм при угле наклона к вертикали 56 градусов, верхний лобовой - 6 мм при 81 градусах, вертикальные бортовые листы - 16 мм, кормовой - 18 мм и крыша корпуса - 5 мм. Толщины наружных бронелистов кормовых дверей составляют 16 мм. Так называемый «ребристый лист», закрывающий трапецевидный люк в верхнем лобовом листе, выполняется из алюминиевого сплава и имеет толщину 10-15 мм. Лоб башни защищается 23-мм броней, борта - 19 мм, корма - 13 мм. На крыше корпуса в десантном отделении и на всех крышках люков с внутренней стороны установлен противорадиационный подбой. В целом, броня защищает от автоматных пуль обычного калибра и мелких осколков. Лобовая броня корпуса и башни выдерживает обстрел крупнокалиберными пулями. Броневая защита БМП-2 была идентична таковой у БМП-1 и вполне удовлетворяла требованиям, предъявлявшимся к машинам этого класса в 1970 годы.

При создании БМП-2 значительного объема переделок потребовала крыша корпуса в связи с установкой новой башни. При этом крыша МТО осталась без изменений, а на крыше отделения управления низкопрофильная командирская башенка заменена люком стрелка с откидывающейся вперед крышкой. Значительно большая по размерам и более тяжелая, чем на БМП-1, башня смещена ближе к корме, что способствовало устранению такого своеобразного дефекта БМП-1, как «взбрыкивание» кормы машины на каждой кочке. Из-за сокращения числа стрелков в десантном отделении с 8 до 6, соответственно уменьшилось и число приборов наблюдения, а количество люков в крыше десантного отделения сократилось с 4 до 2.

БМП-2 с противоатомным надбоем на параде в Москве 7 ноября 1987 г.

БМП-2 с противоатомным надбоем на параде в Москве 7 ноября 1987 г.

30-мм автоматическая пушка 2А42 имеет двухленточное питание. Огонь из нее ведется бронебойными, осколочно-фугасно-зажигательными и осколочными трассирующими снарядами. Пушка имеет два темпа стрельбы - малый (200-300 выстр./мин) и большой (не менее 550 выстр./мин). Прицельные дальности стрельбы по наземным целям составляют 2000 для бронебойных и 4000 м для других типов снарядов. Приведенная площадь поражения осколочнотрассирующего снаряда составляет 25-30 квадратных метров, осколочно-фугасного -50-70. Могут поражаться воздушные цели, летящие с дозвуковыми скоростями на наклонных дальностях до 2000-2500 м. Боекомплект к пушке - 500 выстрелов, 160 из которых с бронебойно-трассирующими снарядами. С пушкой спарен 7,62-мм пулемет ПКТ с наибольшей прицельной дальностью 2000 м и боеокмплектом 2000 патронов. Пушка и пулемет стабилизированы в двух плоскостях с помощью электромеханического стабилизатора 2Э36-1. Наведение оружия на цель осуществляется от пультов управления оператора-наводчика и командира. В стабилизаторе предусмотрены два основных режима работы - автоматический и полуавтоматический. Первый предназначен для стрельбы с места и с ходу по наземным целям. При угле возвышения около 35 градусов происходит автоматическое переключение стабилизатора на полуавтоматический режим, являющийся основным при стрельбе по воздушным целям. В этом случае также производится стабилизированное наведение в обеих плоскостях, но с меньшей точностью, зато повышается перебросочная скорость. Предусмотрен и вспомогательный режим целеуказания, предназначенный для поворота башни в направлении цели, выбранной командиром, со скоростью 30 град./с по кратчайшему расстоянию.

БМП-2 позднего выпуска с противоатомным надбоем и креплением для трала КМТ-10 на параде 9 мая 1985 г.

БМП-2 позднего выпуска с противоатомным надбоем и креплением для трала КМТ-10 на параде 9 мая 1985 г.

Наводчик-оператор пользуется комбинированным (дневной и активно-пассивный ночной каналы) перископическим прицелом с кратностью 5,6х в дневной системе и 5х в ночной. При работе в активном режиме с использованием осветителя ОУ-5 дальность видения цели типа «танк» составляет 800 м. Кроме прицела БПК-1-42 на рабочем месте наводчика имеются три перископических смотровых прибора ТНП0-170А с электрообогревом и 1 прибор ТНПТ-1. У командира машины установлены монокулярный перископический дневной прицел 1ПЗ-3 с кратностями увеличения 1,2х и 4х, два смотровых прибора ТНП0-170А и один ТНПТ-1. Кроме того, командир располагает комбинированным (дневной и активный ночной) бинокулярным перископическим прибором ТКН-ЗБ с увеличением 4,75-5х в дневной и 4-4,2х в ночной ветви. По наземным целям стрельба может вестись с места и с ходу, а по воздушным целям - с места.

Для борьбы с танками и другими сильно бронированными машинами противника предназначен ПТРК «Фагот-М» или «Конкурс», который может использоваться как с машины, так и с грунта (перевод комплекса в положение для стрельбы с грунта производится силами двух членов экипажа). На крыше башни между люками командира и наводчика размещена пусковая установка 9П135М (9П135М-1). Внутри машины перевозятся четйре ПТУР: три - на правом борту машины и одна - в боевом отделении.

Кроме того, в десантном отделении размещены два ПЗРК 9К32 или 9К34 «Стрела» (вместо одного ПЗРК может укладываться гранатомет РПГ-7) и 12 гранат Ф-1.

Сектор обстрела из автоматной амбразуры десантного отделения - 35-40 градусов, пулеметной - 23 градуса. Каждая амбразура оборудована системой вытяжной вентиляции для удаления пороховых газов, пулеметные - гильзосборниками, а автоматные - гильзоотражателями. Вместе с тем, ведение прицельного огня десантом из машины невозможно по причине плохого обзора и отсутствия стабилизации вооружения.

Система маскировки включает в себя термодымовую аппаратуру многократного действия, обеспечивающую установку дымовой завесы шириной 100-150 м, и систему 902В «Туча», шесть 81-мм дымовых гранатометов которой установлены по бортам башни. С помощью дымовых гранат ЗД6 ставится дымовая завеса на дальности 200-300 м.

На машине установлен 6-цилиндровый бескомпрессорный дизель жидкостного охлаждения УТД-20С1 мощностью 285-300 л.с. (210-221 кВт). Общая емкость топливных баков 462 литра. Основной способ пуска двигателя - сжатым воздухом, дополнительный - электростартером. Предусмотрен клапанный автоматический механизм защиты двигателя от попадания воды.

Трансмиссия состоит из многодискового главного фрикциона сухого трения, пятискоростной коробки передач с постоянным зацеплением шестерен и синхронизаторами на второй, третьей, четвертой и пятой передачах, двухступенчатых планетарных механизмов поворота, ленточных остановочных тормозов и бортовых одноступенчатых планетарных редукторов. Приводы управления: главным фрикционом - гидравлический (при неработающем двигателе - пневматический); переключением передач - механический с гидравлическим сервоприводом на 2-й, 3-й, 4-й и 5-й передачах; ПМП - гидравлический со следящим воздействием на фрикцион и тормоз ПМП; остановочными тормозами - гидравлический следящего действия (при неработающем двигателе -пневматический).

Гусеничный движитель БМП-2 аналогичен БМП-1. Гусеница шириной 300 мм, цевочного зацепления с резинометаллическими шарнирами. Ведущие колеса - переднего расположения, сварно-литые со съемными зубчатыми венцами. Сварно-литые направляющие колеса установлены в кормовой части на кривошипах механизма натяжения гусениц. Опорные катки и поддерживающие ролики сварные с обрезиненными ободами.

БМП-2

Слева: БМП-2 на Садовом кольце в районе Калининского проспекта во время печальных событий 21 августа 1991 года в Москве. Справа: Вывод грузинских войск из Сухуми в сентябре 1992 г.

Подвеска независимая, торсионная с гидравлическими телескопическими амортизаторами двустороннего действия на первых, вторых и шестых узлах подвески (у БМП-1 - в первых и шестых). На вторых и четвертых узлах установлены резиновые, а на первых и шестых - пружинные упоры-ограничители хода катков.

Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивают 14-тонной машине движение по шоссе с максимальной скоростью не менее 65 км/ч, а по сухой грунтовой дороге со средней скоростью 40-50 км/ч. Запас хода по топливу на шоссе составляет 550-600 км.

Максимальная скорость на плаву - не менее 7 км/ч. Движение на плаву осуществляется за счет перемотки гусениц. Для уменьшения вредного влияния потока воды, создаваемого верхней ветвью гусеницы, и увеличения скорости движения машины верхняя ветвь закрыта специальными крыльями. Крылья эти выполнены таким образом, что поток воды, создаваемый верхней ветвью гусеницы, частично направляется назад за счет щитка в передней части крыльев и направляющих лопаток (направляющего аппарата) в кормовой части. Каждое крыло состоит из трех частей коробчатого типа, выполненных из листов алюминиевого сплава, и поплавка из стальных листов. Для сохранения запаса плавучести машины при повреждении или пробитии листов крыльев, внутренние полости крыльев и поплавков заполнены водонепоглощающим материалом.

Здесь необходимо сделать небольшое пояснение. Дело в том, что приемлимые для БМП-2 углы входа и выхода из воды находятся в диапазоне от 15 до 30 градусов в зависимости от грунта. В большинстве случаев это обстоятельство диктует необходимость инженерной подготовки переправы, причем обоих берегов. Без этого даже при небольшой скорости течения (более 0,2 м/с) форсирование реки невозможно - сцепление наклонной части гусеницы с берегом слишком мала и машину развернет по течению, если она не лежит на дне опорными поверхностями гусениц.

Серийное производство БМП-2 продолжалось вплоть до конца 1980-х годов. К сожалению, автор не располагает данными о количестве выпущенных за эти годы машин. По данным, содержащимся в документах «Договора по ограничению вооруженных сил и вооружений в Европе», на европейской части территории Российской Федерации в 1990 году насчитывалось 5996 БМП-2.

Впервые БМП-2 «засветились» в 1981 году, когда мелькнули на экране телевизора во время репортажа программы «Время» о параде по завершению учений «Запад-81». Кстати, в документальном фильме об этих учениях «Такой солдат непобедим», вышедшем на экраны страны полгода спустя, ни на одном кадре БМП-2 не было. На параде в Москве БМП-2 были впервые показаны в 1982 году. Это были машины ранних выпусков, без противорадиационного надбоя на башне и крышках люков механика-водителя и сидящего за ним стрелка-десантника и узлов крепления противоминных тралов КМТ-10 на нижнем лобовом листе корпуса. И то и другое появилось на машинах, участвовавших в параде 9 мая 1985 года. Кроме того, на БМП-2 ранних выпусков отсутствовала заслонка на защитном стекле прицела БПК-1-42, предохраняющая ночную ветвь прицела от засветок, а головка командирского прибора ТКН-ЗБ закрывалась колпаком большого размера. Если ориентироваться на московские парады, то заслонка появилась 9 мая 1985 года, а маленький колпак - 7 ноября 1987 года. На этом перечень заметных внешних отличий исчерпывается.

Само собой разумеется, что в ходе серийного производства в машину постоянно вносились изменения, порой внешне не заметные. Так, с марта 1986 года, например, вместо прицела БПК-1-42 устанавливался прицел БПК-2-42 с несколько лучшими характеристиками. В стабилизатор вооружения включили менее чувствительные к изменениям температуры окружающего воздуха гиротахометры с воздушными демпферами. С учетом афганского опыта модернизировали ходовую часть: усилили направляющие и ведущие колеса, изменили сальники балансиров опорных катков и втулки направляющего колеса, улучшили защиту от пыли и облегчили замену деталей гидроамортизаторов. Конструкция РМШ была усовершенствована с целью продления срока его службы. Кроме того, в него ввели стальные иглы для снятия электростатических зарядов, накапливавшихся в шарнирах и создававших помехи средствам связи. Были введены траки с грунтозацепами шевронного типа, облегчена регулировка тяг и приводов управления, дополнена индикация на приборном щитке механика-водителя. Радиостанции Р-123М и ТПУ Р-124 заменили радиостанциями Р-173 и ТПУ Р-174.

В 1981 году был разработан комплект дополнительной навесной бронезащиты для БМП-2. Машина, оснащенная таким комплектом, получила обозначение «БМП-2Д» (Д -десантная) и широко использовалась десантно-штурмовыми бригадами ВДВ в Афганистане, где ими заменили боевые машины десанта БМД-1.

На вооружении Российской армии БМП-2 остаются по сей день. Для этих машин разработаны различные программы модернизации, предусматривающие, в основном, усиление вооружения, совершенствование системы управления огнем и повышение разведывательных возможностей прицельно-наблюдательных комплексов. При этом, правда, защищенность и условия боевой работы экипажа и десанта остаются без изменений.

В настоящее время, формально соответствуя классу боевых машин пехоты, БМП-2 по сути таковой не является, поскольку бронезащита не позволяет ей действовать совместно с танками, а конструкция не дает десанту возможности вести эффективный огневой бой не спешиваясь. Фактически, БМП-2 является тяжелым бронетранспортером, ничуть не отличаясь в этом отношении от БТР-80А и БТР-90, которые, кстати, тоже формально можно отнести к классу боевых машин пехоты. Впрочем, ни одна из машин этого класса в мире современным требованиям к БМП не соответствует, так что мы не одиноки. Ну а спорить о том, какая из них «беэмпешнее» другой, занятие вполне бессмысленное.

БМП-2 армии Индонезии

БМП-2 армии Индонезии

Парадная окраска БМП-2 Советской Армии для парада на Красной площади в Москве

Парадная окраска БМП-2 Советской Армии для парада на Красной площади в Москве

БМП-2 «Экипаж имени Виктора Рудометова». Афганистан, р-н Джелалабада, 1988 г.

БМП-2 «Экипаж имени Виктора Рудометова». Афганистан, р-н Джелалабада, 1988 г.

БМП-2 в типовом камуфляже на параде 1995 г. в Москве

БМП-2 в типовом камуфляже на параде 1995 г. в Москве

БМП-2 российский войск во время первой Чеченской войны. г. Грозный

БМП-2 российский войск во время первой Чеченской войны. г. Грозный

БМП-2 чертеж. Выполнил Виктор Мальгинов
БМП-2 чертеж. Выполнил Виктор Мальгинов
Главная страница В начало