Легкий танк PzKpfw I

А. Кощавцев

(М-Хобби #4, весна 1995)

Часть 1 | Часть 2

 

Модификации PzKpfw I

На шасси модификаций А и В было создано большое количество различных специальных машин. Самой распространенной. и наверное, самой известной была Kleiner Panzerbefehlswagen (малая бронированная командная машина), которая выпускалась как на шасси А, так и на шасси В. Эта машина обозначалась как KIPzBfWg ( модификации 1КIА. 2КIВ и ЗКIВ) или SdKfz 265. Вместо башни на корпусе была воздвигнута большая сварная рубка с люками в бортах и на крыше. В конце 1935 года фирма Daimler-Benz выпустила 6 «вагенов» на шасси PzKpfw 1A, из которых два или три в сентябре 1936 году были отправлены в Испанию. Эти танки не имели башни, а высота корпуса была увеличена на 250 мм. Экипаж увеличился на одного человека — радиотелеграфиста. Сначала эти машины не имели вооружения, затем в передней части корпуса был установлен пулемет MG 13. Из радиооборудования были установлены приемопередающая радиостанция FuG 6 с дальностью действия 13-16 км и приемная радиостанция FuG 2. В период с 1936 по 1938 год фирма Daimler-Benz выпустила 200 машин на шасси В (серийные номера 15001-15200). Эти машины выпускались в двух сериях 2KIB и 3KIB. Машины управления 2KIB вооружались одним пулеметом MG 34 в амбразуре, на них или была высокая командирская башенка. или она совсем отсутствовала. Толщина лобовой брони по сравнению с 1КIА была увеличена с 13 мм до 14.5 мм. На машинах третьей серии толщина брони возросла до 19 мм, а пулемет устанавливался в шаровой установке. На корпусе появилась низкая командирская башенка с двухстворчатым люком. В 1939-40 гг. несколько десятков машин получили новую радиостанцию FuG 8 с большей дальностью действия, чем FuG 6. Первоначально. командные машины имели жесткую антенную мачту на деревянной раме. которые были заменены рамными антеннами шириной 2000 мм. С 1939 года была установлена более практичная гибкая штыревая антенна.

Ladungsleger I. наверное, самая оригинальная конструкция, созданная на базе Pz IB. Бронированная гусеничная подрывная машина для инженерно-штурмовых частей. Ее оборудование состояло из двух штанг, смонтированных на специальной раме над моторным отделением. С помощью тросовых приводов эти штанги поворачивались относительно оси. параллельной осям вращения катков. На концах штанг находился контейнер для 75-кг заряда тротила, который мог быть сброшен на крышу ДОТа или иного сооружения, требующего подрыва. После отхода танка на безопасное расстояние заряд дистанционно подрывался по проводам. Прототип машины был создан в конце 1939 года. Предполагалось применение этого инженерного танка для прорыва линии Мажино, для

чего на переломе 1939-40 гг. на заводах Talbot в Аахене было выпущено около 30 таких машин. Однако, широкого распространения эта идея не получила, поскольку на испытаниях результат был всегда противоречивый. Небольшое количество этих машин использовалось в подразделениях Panzer-Pionier в составе первых десяти танковых дивизий Вермахта в 1940 и 41 годах. Но в реальных боевых условиях танки оказались пригодными лишь в очень ограниченных случаях. Однако им довелось поучаствовать в Французской, Балканской компаниях и на Восточном фронте. Иногда эти машины назывались также Zerstorerpanzer (танк — разрушитель).

Instanzugkraftwagen I. Несколько десятков танков модификаций А и В были переоборудованы в частях в машины технической помощи. Одна такая машина приписывалась к каждой танковой роте. На танке снималась башня и срезалась верхняя часть бронекорпуса. В результате получалась открытая грузовая платформа. Эти машины использовались для перевозки запасных частей, канистр с топливом, маслом и водой. На некоторых машинах устанавливалось ветровое стекло из плексигласа и тент над грузовой платформой.

Munitionschlepper I (SdKfz 111). В конце 1939 года на фирме Alkett 51 PzKpfw IA был переделан под транспортер боеприпасов. Эти транспортеры придавались соединениям самоходных и штурмовых орудий. С весны 1942 года шасси танков моделей А и В переоборудовались под транспортеры боеприпасов путем установки на месте башни большого прямоугольного ящика, сваренного из листовой стали. 12 машин этого типа были, например, в составе PzGrenDiv SS «Leibstandarte SSAdolf Hitler».

Bruckenleger auf PzKpfw IA. Шасси нескольких Pz IA использовались как основа для создания мостоукладчиков, для преодоления различных препятствий, например, противотанковых рвов. Две таких машины могли соорудить мост длиной 11 метров. Мост был постоянно закреплен на корпусе танка, поэтому при наведении переправ мостоукладчик заезжал в ров и его корпус являлся своеобразной опорой моста. Из-за недостаточной прочности моста и слишком высокого давления на грунт работы над этим мостоукладчиком были прекращены и все усилия были сосредоточены на аналогичной машине на шасси Pz 2.

Кроме этих машин на безбашенных, открытых сверху, шасси были созданы специальные учебные танки. С 1942 года они оборудовались громоздкими газогенераторами, работавшими на древесных чурках.

Встречались также и некоторые переделки машин непосредственно в частях. Известна фотография PzKpfw IB, принадлежащего 1 PzAbt, 1 PzDiv , который был переделан в импровизированную санитарную машину. На этом танке вместо бронекорпуса была смонтирована открытая сверху и сзади рубка. Внутри, видимо, располагались крепления для носилок. Эта машина была уничтожена в Бельгии в 1940 году.

И, напоследок, хотелось бы отметить одну из интересных боевых машин, созданных на московском опытном заводе ВИМ, занимавшимся в годы войны ремонтом танков, значительную часть которых до осени 1943 года составляли трофейные боевые машины.

В феврале 1942 года на завод прибыли три командирских танка KIPzBfwg на шасси PzKpwf I Ausf В. Довольно долго их ремонт не представлял интереса для завода, поскольку танки не имели пушек, а радиооборудование было практически неприменимо в Красной Армии. Но фронт требовал хорошо вооруженных танков и потому на заводе был объявлен конкурс на оснащение их артиллерийскими орудиями отечественного производства. Особого выбора не было, ибо на завод было поставлено лишь около четырех десятков 20-мм пушек ТНШ, 20-мм авиационных мотор-пушек ШВАК и пять 45-мм танковых пушек образца 1938 г.

Одним из победителей конкурса стал И. Беликов (или Беляков). Он предложил изъять из KIPzBfwg (именуется по документам «Немецкий пулеметный радиотанк без башни») все радиооборудование, а вместо пулемета установить в увеличенной шаровой установке 20-мм автоматическую пушку ШВАК, что позволяло использовать танк в борьбе с немецкими бронеобъектами. Один танк был переоборудован в марте 1942 года. В его лобовой броне прорезали увеличенную амбразуру, в которую при помощи 8 болтов монтировалась литая маска пушки. В маске находился «грушевидный вкладыш» с пушкой, дополненной упрощенным спусковым механизмом с рукояткой и плечевым упором, служащим для упрощения наводки. После опробования нового вооружения орудийная установка была дополнена винтовым стопором и в таком виде два танка из трех отбыли на фронт. Дальнейшая судьба их неизвестна.

Также Pz I стали базой для нескольких самоходных артсистем и спецмашин. Переделка шасси проводилась фирмой Alkett (Altmarkische Ketten37 fabrik GmbH) в Берлине-Шпандау. Самой первой САУ стал истребитель танков 4.7-cm PaK(t) Sfl auf PzKpfw I Ausf В (47-мм самоходная противотанковая пушка на шасси танка 1В). С марта по май 1940 года фирма Alkett переоборудовала 132 шасси. В октябре-ноябре 1940 и в феврале 1941 на заводе Daimler-Benz AG (Берлин-Мариенэхе) и на заводе Skoda в Пльзене было переоборудовано еще 60 танков. На этой машине была использована чешская 47-мм противотанковая пушка Skoda A-5 (немецкое обозначение 4,7-cm Pak 38 (t) — Panzerabwehrkanone 38 (tschechoslowakische) с длиной ствола 43,4 калибра, которая имела ограниченный угол поворота в горизонтальной плоскости, всего 17,5°. Угол склонения орудия был равен —8°, угол возвышения — +12". Пушка могла вести огонь бронебойными снарядами Pzgr (о) массой 1510 г с начальной скоростью 805 м/с или Pzgr (t) 36 — 1650 г и 782 м/с, соответственно. Кроме того использовались подкалиберные снаряды Pzgr 40 массой 825 г и со скоростью 1080 м/с. Бронепробиваемость с 500 метров была, соответственно 41,1, 47,7 и 59,0 мм. С трех сторон орудие и расчет были прикрыты 14,5-мм (на первых машинах — 12 мм) бронелистами. Экипаж САУ состоял из трех человек (механик-водитель, заряжающий и командир, который одновременно был и наводчиком),боезапас составлял 68 снарядов в двух укладках. Эти машины использовались в Европе и в Северной Африке в составе 605 PzJagdAbt (PanzerJagdAbteilung — отряд истребителей танков), а на Восточном фронте дожили до зимы 1941-42 годов. Очень часто эта машина называется Panzerjager 1. Проводились эксперименты с установкой 50-мм пушки РАК 38, но машина получилась перетяжеленной, двигатель совсем не справлялся. и этот проект закрыли.

Второй не менее известной САУ была sIG 33 auf PzKpfw 1 Ausf В (тяжелое пехотное орудие образца 1933 года на шасси 1В). Первоначально было построено две опытные машины с 150-мм пушкой sIG 30 (schweres Infanterie Geschutze — тяжелое пехотное орудие): sIG 30 с длиной ствола 11,4 калибра была установлена на шасси танка вместе с лафетом и колесами! Однако на серийных машинах было применено более новое орудие sIG 33, того же калибра, принятое на вооружение вермахта в 1936 году. Это орудие устанавливалось на последних выпущенных САУ уже на специальных подпорках, после чего колеса снимались. Для защиты расчета вокруг орудия было построено сооружение довольно устрашающего, по сравнению с самим шасси, размера из 10-мм бронелистов. Кроме увеличения высоты до почти 3-х метров, масса машины возросла до 8,5 тонн, что не лучшим образом сказалось на проходимости. и без того весьма скромной. Кроме того машина получила большую склонность к опрокидыванию. Экипаж машины насчитывал 4 человека. Угол горизонтального обстрела составлял 12.5°, вертикального — от —4° до +75°. Начальная скорость снаряда — 240 м/с, дальность стрельбы до 4700 м. До 1941 года это орудие не имело штатных бронебойных боеприпасов, но осенью оно начало комплектоваться кумулятивным снарядом Gr 39 Н1/А массой 25 кг, имевшим начальную скорость 280 м/с. С расстояния 100 м он пробивал броню толщиной 160 мм. Однако в боекомплекте этих САУ кумулятивных снарядов практически не встречалось. В боекомплект орудия sIG 33 входили осколочные. осколочно-фугасные и дымовые гранаты. В январе—феврале 1940 года фирма Alkett изготовила 38 САУ. Машины принимали участие в французской и балканской кампаниях, а также на Восточном фронте. После войны эти САУ ошибочно назывались некоторыми авторами «Бизон».

В начале 1941 года на заводах Alkett было создано 26 зенитных установок на шасси Pz 1A. На машины со снятой башней и срезанной подбашенной коробкой была установлена 20-мм зенитная пушка FlaK 38. Первые две машины по некоторым данным несли зенитное орудие Flak 30 (Flugzeugabwehrkanone — противосамолетная пушка). Этими машинами были вооружены 3 батареи 614 зенитного дивизиона. Батарее придавались три-четыре транспортера боеприпасов Munitionschlepper I (на шасси PzKpfw I), или SdKfz 250/6. Данные САУ больше стояли в ремонте, чем участвовали в боях, поскольку их шасси, выпущенные в 1935-36 гг., почти выработали свой ресурс. Эти машины принимали участие в боевых действиях на Восточном фронте и последние из них окончили свое существование зимой 1942-43 гг. под Сталинградом в районе г. Калач. Две таких зенитных САУ достались Красной Армии в более или менее исправном состоянии, после чего одна была прислана для испытаний в Москву. О судьбе ее ничего не известно. Скорее всего она попала на НИБТполигон и ее постигла участь большинства экспонатов, присланных на исследования — она, или все что от нее осталось, — отправилась на металлолом.

Боевое применение

Рассказывая о боевом применении, не будем углубляться в дебри исторических изысканий. О многих кампаниях, предшествовавших Второй мировой войне, как и о ней самой уже написано предостаточно. Поэтому упомянем только события, имеющие непосредственное отношение к «бытию» Panzer 1.

Свое боевое крещение Panzer I получил в Испании. Принятие Гитлером решения о помощи своему сотоварищу Франко привело к созданию известного легиона «Кондор», в который входили части ВВС и сухопутных войск. Танками командовал майор Вильгельм Риттер фон Тома (Wilhelm Ritter von Thoma). В Испании немецкие танки столкнулись с республиканскими Т-26. Сравнение было явно не в пользу «фрицев». Т-26 являлся сильным противником, и франкисты при первой же возможности старались включать трофейные машины в состав своих танковых частей. Беспомощность PzKpfw I перед Т-26 оказалась настолько очевидна, что после боя при Sesena было принято решение о переделке нескольких машин PzKpfw IA. Башня танка несколько увеличивалась по высоте и вместо двух пулеметов устанавливалась 20-мм пушка Breda model 35.

Второй «героический» подвиг Pz I совершили во время аншлюса Австрии в марте 1938 года, когда 2 PzDiv (2-я танковая дивизия) генерала Гудериана за двое суток совершила марш-бросок в 420 км. При этом до 30% танков вышли из строя из-за недостаточной надежности и были оставлены на обочинах дорог. После этого «похода» Гудериан остро поставил вопрос в своем Инспекторате об улучшении системы эвакуации и ремонта танков. При оккупации Судетской области Чехословакии в октябре 1938 года ситуация значительно улучшилась. К своим оперативным зонам танки Panzer I и Panzer II «добирались» на обычных грузовиках, чтобы хоть как-то сохранить мизерный ресурс гусениц.

В сентябре 1939 года пришла очередь Польши. К этому времени самая мощная из танковых дивизий Вермахта — 1 PzDiv имела в своем составе 68 Pz I, остальные дивизии имели 136 Panzer I, такое соотношение достигалось за счет того, что в этих дивизиях было намного меньше современных танков типа PzKpfw III и PzKpfw IV. В боях приняли участие все типы танков Вермахта, включая и те, что были захвачены в Чехословакии. При этом потери оказались достаточно значительными. Механические повреждения танков при передвижении. особенно Pz I и Pz II. достигли 25% и остались на этом уровне всю польскую кампанию. Но страшнее всего были повреждения боевые. Поляки сражались за свою страну ожесточенно. стараясь использовать те немногие противотанковые средства, которые были у них на вооружении. Кроме противотанковых пушек и ружей использовалась даже полевая артиллерия, стрелявшая прямой наводкой. Результаты оказались ошеломляющими. 4 PzDiv. пытаясь пробиться к центру Варшавы, потеряла за один день 60 танков. Всего же за эту компанию Рапzerwaffe потеряла 218 танков, т.е. около 10% от участвовавших в боевых действиях. Из них, как и следовало ожидать, больше всего досталось PzKpfw I: всего было уничтожено 89 машин. Известна фотография Panzer I, разрушенного прямым попаданием польской 76,2-мм пушки (русская «трехдюймовка» обр. 1902 г.). Корпус машины спереди проломлен, как будто он сделан не из броневой стали, а из тонкого полистирола.

Тактико-технические характеристики PzKpfw I и его модификаций
Данные PzKpfw 1
Ausf A
PzKpfw I
Ausf В
PzKpfw I
Ausf C
PzKpfw 1
Ausf F
4.7cm Pak sIG 33 Sfl PzBfWg 1
Экипаж, чел 2 2 3 3 3 4 3
Масса, кг 5400 5800 8000 21000 7600 8500 5700
Длина, мм 3960 4390 4195 4379 4420 4420 4390
Ширина, мм 2060 2060 1920 2640 2060 2060 2060
Высота, мм 1720 1720 1920 2050 2130 3350 1960
Клиренс, мм 250 290 290 290 290
Колея, мм 1676 1676 1630 2100 1676 1676 1676
Длина опорной поверхности, мм 2470 2440 2200 2200 2440 2440 2440
Ширина трака, мм 280 280 380 540 280 280 280
Вооружение:              
тип MG13 MG34 EW141+ MG34 MG34 Pak38(t) sIG 33 MG34
калибр, мм 7.92 7.92 20; 7,92 7,92 47 150 7,92
количество 2 2 1 + 1 2 1 1 1
Прицел TZF2 TZF2 TZF2
Боезапас 1525 2250     68 32 1625
Двигатель Krupp М305 Maybach N L38TR Maybach HL45P Maybach HL45P Maybach NL38TR Maybach NL38TR Maybach NL38TR
Мощность, л.с. 57 100 150 150 100 100 100
Удельная мощность, л. с./т 11,1 17,2 18.75 7,1 13,2 11,8 17,0
Удельное давление, кг/см кв 0,40 0.42 0.56 0,41
Скорость по шоссе, км/ч 39 40 79 25 39 40
Запас хода по шоссе, км 145 153 300 150 153 100 153
Запас хода по грунту, км 97 123 95 60 123
Подъем, град 30 30   59 30 30 30
Ров, м 1.4 1.4 1,2 1,5 1,4 1,4 1,4
Брод, м 0.58 0.58 0,875 0,57 0,58 0,58 0,58
Стенка, м 0.36 0,36 0,3 0,33 0,36 0,36 0,36
R повор., м 2.1 2,1   2 1 2,1 2,1 2,1

В Дании и Норвегии Pz I были, но ничем особенным не отличились.

К 10 мая 1940 года, когда началось долгожданное наступление на Францию, Бельгию и Голландию, Вермахт имел в своем распоряжении 523 танка PzKpfw I и 93 PzBfWg I. В нападении на Голландию и Бельгию участвовали 3, 4 и 9 PzDiv, которые все вместе имели в своем составе примерно 380 танков типа Pz I. Все эти дивизии входили в армейскую группу В фон Бока (von Bock). Во Франции к ним подключалась армейская группа А под командованием Гота (Hoth) в составе XV, XLI и XIX танковых корпусов. XV Panzer-Korps состоял из 5 и 7 PzDiv. 5-я дивизия имела около 140 танков Pz I, в то время как 7-я — всего только 10 таких машин. XLI Panzer-Korps Райнхардта (Rheinhardt) включал в себя 6 и 8 PzDiv, всего около 20 PzKpfw I. Самым мощным в этой группе был XIX корпус Гудериана: 1, 2 и 10 PzDiv. Эти дивизии имели примерно по 30 танков типа Pz I, каждая. По окончании этой кампании французская армия, одна из самых мощных армий в Европе, была уничтожена. При этом за шесть недель боев немцы потеряли 150000 человек. Однако боевые и небоевые потери в Panzerwaffe были таковы, что суммарная мощь танковых войск снизилась почти на 50%.

Стоит также упомянуть, что некоторое количество Pz I в составе Deutsche Afrika Korps попали в Северную Африку, но жизнь их там была совсем недолгой. Единственным выдающимся событием было то, что один PzKpfw I А из состава 5 PzAbt 5 LhDiv был переделан в огнеметный танк. Вместо одного из пулеметов MG 13 в башне был установлен стандартный пехотный ранцевый огнемет Flammen-werfer 40. Огнемет мог произвести 8-10 односекундных выстрелов на дальности до 50 м. Эта машина в мае 1941 года повоевала под Тобруком.

Производство средних танков в Германии все увеличивалось, и к началу нападения на Советский Союз, Вермахт обладал 3332 танками. Из них 410 составляли Panzerkampfwagen I. К своему сожалению, «фрицы» поздно поняли, куда они вляпались. Продвижение бронегрупп вглубь советской территории, кроме ожесточенного сопротивления Красной Армии осложнялось многими факторами. В России, как известно, «нет дорог, есть только направления». Пока стояло лето, все было более менее нормально. Но «наступила осень, отцвела капуста» и... бескрайние просторы нашей страны благодаря осенним дождям превратились в бесконечное море грязи. Двигаться в этом море могли только танки, да и то с большим трудом. В итоге многие PzKpfw I и PzKpfw II превратились в те самые «сельскохозяйственные тракторы», буксирующие по грязи «составы» из 3-4 грузовиков, садившихся в грязь по самые мосты. Потом подморозило и наступление вновь обрело прежние темпы, но как оказалось, ненадолго. 8 декабря 1941 года продвижение вперед частей вермахта прекратилось, поскольку они оказались полностью «утонувшими» в русских снегах.

В первый год войны Красная Армия потеряла около 17000 танков и более миллиона человек. Германия же понесла на первый взгляд меньшие потери: около 2700 боевых машин Panzerwaffe и 743000 человек. Однако это были 25% личного состава войск, вторгшихся в СССР, и около 81% (!!!) всех танков вермахта. При этом Panzer I были уничтожены почти полностью. А в 1942 году вышел приказ о снятии с вооружения машины типа PzKpfw I.

Операция «Barbarossa» стала прощальной песней легких танков вермахта. Командование одной из Панцер-групп пришло к выводу, что на Восточном фронте ни один танк, имеющий менее чем 75-мм основное орудие, не сможет выжить.

В настоящее время танки Panzer I и машины на их базе можно увидеть в нескольких музеях мира. PzKpfw I А находятся в Pansarmuseet в Аксвалле в Швеции, в Panzermuseum в Мюнстере в Германии, в El Goloso Barracks в Мадриде, в Military Museum в Осло, в War Museum в Оттаве. PzKpfw I В находятся в El Goloso Baracks в Мадриде, в San Clemente de Sasebas Recruit Centre в Героне (Испания), в Ordnance Museum на Абердинском полигоне (США) с нестандартным МТО. В России в Музее БТТ при НИИ-38 (Кубинка) стоит редчайший PzKpfw I В, ранее приспособленный для форсирования водных преград вплавь. KIPzBfWg (3KIB) находится в Bovington Tank Museum в Уорхэме (Великобритания), Один PzKpfw I F находится в военном музее Белграда и еще один стоит в Кубинке. 4.7 cm Pak (t) Sfl I В, некоторое время обитавший в Абердине, теперь в восстановленном состоянии находится в Кобленце (Германия).

Источники:

F.M. von Senger und Etterlin. Die deutchen Panzer 1926-1945, J.F.Lehmanns Vcrlag, Munchen.1959
Bryan Perret. German Light Panzers 1932-42. Osprey Vanguard 33, London 19S9
Spielberger. Panzer I und Panzer II. Spielberger. Flakpanzer «Gepard».
Trevor Larkum. Preserved German Tanks: A7V to Panzer IV. Armour Archive, Northampton, 1994
Janusz Ledwoch. Czolg lekki PzKpfw I. Bellona, TBLJ N 146, Warszawa 1992
Janusz Ledwoch. Panzer I. Militaria, Warszawa 1993
HPMN1.1990.N1.1991 Tankette. Vol 11,

[Начало]

Главная страница

Предыдущая страница